«Психология. Кризис семи лет Конфликт между потребностями и окружающей средой

Кризис семи лет: особенности и симптомы

Громова Н.А., учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №1»

Под кризисом семи лет понимается возрастной кризис ребенка, когда заканчивается дошкольный период жизни и начинается новый школьный. В зависимости от различных социальных факторов кризис у ребенка, может наступить и раньше: с шести лет или восьми.

Кризис семи лет является переломным моментом в жизни каждого ребенка, который отделяет одну часть жизни от другой. В психологии впервые этот криз выделил Л. С. Выготский, который отмечал, что после шести лет ребенок утрачивает детскую непосредственность, появляются новые манеры поведения. И это связано с начинающейся дифференциацией внешней и внутренней жизни.

Основными симптомами кризиса семи лет являются: кривляние, манерность и непослушание. Ребенок либо идет на открытый конфликт, либо делает вид, что не слышит взрослых. И в том и в другом случае поведение ребенка является признаками кризиса.

Несмотря на то, что все возрастные кризисы жизни ребенка, такие как кризис трех лет и подростковый кризис, имеют схожие симптомы, у кризиса семи лет есть свои особенности. Если, переживая кризис трех лет, ребенок стремится показать свою самостоятельность и говорит часто слова «Я сам», то кризис семи лет связан с утратой детской непосредственности, то есть с возникновением интеллектуального момента между переживанием и поступком. Ребенок в возрасте семи лет хочет поскорее отойти от детства, в это время обычные бытовые правила, установленные родителями, кажутся для него уже пережитком детского возраста. Основным фактором такого поведения ребенка является культурная среда, в которой он воспитывается. Родители все время говорят: «Вот ты уже взрослый, идешь в школу!» Поэтому, когда ребенок становится школьником, он считает, что теперь занимает новую социальную позицию в обществе -теперь он взрослый.

Кризис семи лет связан с изменениями не только внешними, но и внутренними. Именно в этом возрасте на физиологическом уровне происходит интенсивное биологическое созревание детского организма. К семи годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования действий. К шести-семи годам возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают.

Для младшего школьного возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, симптомы и синдромы страхов, проявления агрессии.

Самая существенная черта кризиса семи лет - начало процесса дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка, который рождает множество новых для него переживаний.

Переживания в этом возрасте являются следствием трудных и неприятных ситуаций, которые возникают в жизни школьника впервые.

Именно в младшем школьном возрасте у ребенка формируется так называемая «внутренняя позиция школьника». Вся проблема, в том, что у некоторых детей она формируется еще до того момента, как он пошел в школу. Ребенок уже хочет занять свое социальное новое место в обществе, но по различным причинам не идет в школу. В семье к нему относятся как к маленькому, а он уже готов стать взрослым, вот тут у ребенка и возникает внутренний протест, который является основным источником кризиса.

О наступлении у ребенка кризиса семи лет свидетельствуют различные поведенческие реакции:

Пауза (это наиболее распространенная реакция ребенка, и в данном возрасте, выражается в том, что после поступления какого-либо указания и просьбы взрослого ребенок либо не выполняет действие, либо всячески его оттягивает, т.е. не слушается. Создается впечатление что дети "не слышат, о чем их просят", "делают вид, что не слышат", родители отмечают, что раньше такого не было, и часто не могут понять, с чем связано такое поведение);

Спор (данная реакция выражается, в том, что, когда родители просят ребенка о чем-либо, он начинает возражать и оспаривать мнение взрослых, наиболее часто ребенок приводит следующие аргументы сравнения: «Почему ему можно, а мне нельзя». Это связано с тем, что ребенок считает себя уже взрослым, потому что он большой, он ходит в школу и ему тоже должно быть можно);

Хитрость (ребенок нарушает привычные требования в скрытой форме и эта реакция ребенка направлена на избежание наказания, за какой-либо проступок. Для ребенка это своего рода игра);

Непослушание (ребенок отказывается от выполнения обычных повседневных обязанностей, которые раньше выполнял беспрекословно);

Самостоятельность (ребенок, стремится делать самостоятельно какие- либо новые дела, которые делают взрослые. Важным показателем возникающей на седьмом году самостоятельности является то, что ребенок выбирает дела и сферы обязанностей, ранее ему не принадлежавших).

Таким образом, выделяются следующие особенности отношения детей седьмого года жизни к взрослым.

В целостном отношении к взрослому выделяется отношение к правилу, заданному взрослым. Ребенок нарушает условия выполнения правила.

Ребенок демонстрирует взрослому свою взрослость, подчеркивая тем самым свою возросшую самостоятельность.

Возникают новые самостоятельные занятия. Выполняя самостоятельную деятельность, ребенок обращается к близкому взрослому как к эксперту. Это обращение также свидетельствует о выделении в целостном прежде отношении нового аспекта.

Кризис семи лет практически не исследован. Поэтому наблюдается противоречие между научным подходом и отсутствием, прежде всего, методов воспитания у родителей.

В любом случае педагог, как врач, должен рассматривать эту проблему глубоко. Здесь много мнений, но как такового рецепта нет, где был бы точно прописан диагноз и рекомендации лечения.

И в этой ситуации необходимо усилить работу на родительских лекториев, кроме того важны индивидуальные беседы с родителями. Для того, чтобы объяснить, как важно пересмотреть систему требований. А также изменить свое отношение к ребенку – он уже не маленький – внимательнее относиться к его мнениям и суждениям.

Поскольку в возрасте семи лет у ребёнка основными потребностями являются уважение к нему и стремление стать взрослым, то мы должны создать для ребёнка и в школе, и дома условия, в которых он мог контролировать свои действия самостоятельно, без указания взрослых. Одним из выходов может служить система самоконтроля: самоуправление в школе, читательские дневники, списки добрых дел, дневник хорошего поведения, распорядок дня, личный дневник.

Таким образом, можно сказать, что кризис семи лет проявляется у современных детей и зависит от комплекса различных факторов, включая воспитание, уровень развития и подготовки к школе.

Список используемой литературы

1. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова // Аспект пресс. – Москва, 2001. – С.460.

2. – Выготский Л.С. Кризис семи лет / Л.С. Выготский // 2007.

Кризис семи лет - это еще один непростой период в жизни ребенка и его родителей, не менее сложный и значимый чем кризис трех лет и всем хорошо известный кризис подросткового периода. Явление это тесно связано с резким изменением условий жизни ребенка, его социального статуса и появлением новых правил и даже смысла в его жизни - ребенок идет в школу. Еще один шаг на пути к взрослой самостоятельной жизни. Еще одни обязанности, ответственность, новые правила, новые роли, новые люди, новые отношения. Безусловно, малышу не так-то просто вступить в этот совсем другой период его жизни - и как реакция на эти новые требования - кризис семи лет. И очень часто в предшкольной суете родители не уделают достаточного внимания состоянию ребенка.

Часто мы уделяем слишком много внимания тому, как малыш научился считать, рисовать, вести себя, и со всеми этими заботами забываем заглянуть во внутренний мир ребенка. А что же происходит с ним в это время? Чтобы понять этот кризис изнутри, давайте посмотрим на него снаружи.

Внешние проявлении кризиса семи лет

Даже посторонний человек, сосед или знакомый, который видит ребенка очень редко, может заметить сильные изменения в его поведении. Главная особенность перемен возникающих в семилетнем ребенке - он становится не таким понятным как был раньше, изменения эти гораздо сложнее и глубже, и далеко не все поступки ребенка теперь так просто объяснить, как это было, скажем, в три года, до наступления кризиса. Как известно, в любом явлении есть свои положительные и отрицательные стороны. Проявления кризиса семи лет в психологии также принято разделять на позитивные, негативные и нейтральные:

Негативные признаки кризиса семи лет

  • В речи ребенка начинают появляться паузы, как правило, в ответ на указания взрослого;
  • В вашем с малышом общении возникает все больше и больше споров - такова реакция ребенка на ваши поручения и напоминания;
  • Увы, снова - отказ от выполнения привычных требований, а ведь такого труда стоило приучить маленького вредину к их исполнению...
  • Ребенок начинает хитрить по любому поводу, причем даже когда это совсем не оправдано;
  • Как и во время кризиса трех лет, снова появляется упрямство! Но теперь у малыша на это новые причины - если раньше упрямство вызывала ситуация, то сейчас его настроение в данный момент;
  • Малыш начинает предъявлять к окружающим повышенные требования (например, постоянно и занудно напоминая об обещанном);
  • Ребенок становится очень раним и обидчив - любая критика воспринимается в штыки!

Позитивные признаки кризиса семи лет

  • Семилетний человечек начинает всеми способами проявлять свою самостоятельность; появляются новые занятия, увлечения - конструирование, рисование целые дни напролет, шитье игрушек или одежды для кукол и вязание шапочек для младшего братика. Причем, за выполнением того или иного шедевра обязательно должна следовать похвала, иначе талант будет в тот же миг зарыт в землю - интерес без похвалы тут же теряется;
  • У малыша просыпается интерес к школе, и появляется беспокойство по поводу оценок, того, что сказала учительница, хорошо ли он справляется со своими новыми обязанностями и т.д.

Нейтральные признаки кризиса семи лет

  • Ребенок демонстрирует нарочитое «взрослое поведение» - рассуждает, передразнивает повадки взрослых, кривляется (пожалуй, кривляние и гримасничанье - одна из самых ярких и заметных черт этого возраста). Однако, кривляние семилетнего ребенка уже не выглядит таким умилительным как раньше, оно имеет привкус искусственности и порой даже раздражает взрослых;
  • Много внимания начинает уделяться внешнему виду - в отличие от детского сада вопрос «что сегодня одеть» и «сделать хвостик или косичку» становится принципиально важным. А некоторые современные дети даже отказываются выйти во двор, не намазав губы детским блеском.

Внутренние причины кризиса семи лет

Итак, если вы уже посмотрели на это описание и более или менее узнали в нем своего ребенка, давайте попробуем разобраться во внутренних причинах этих изменений.

  • Самым важным и заметным изменением в поведении ребенка этого возраста становится утрата детской непосредственности - в самом деле, его подражания взрослому, искусственные кривляния и серьезный интерес к своему виду, оценкам окружающих и тд - все это чуждо беззаботно играющим дни напролет малышам-дошколятам. И это объясняется невероятным явлением - у ребенка появляется внутренний мир, значительно отличающийся от внешнего. Теперь ваш маленький человечек не виден вам как на ладони. Именно в этот период дети любят заводить всякого рода тайнички, дневники, секреты. Теперь малыш снаружи уже не совсем такой, как внутри - вот он, механизм утраты детской непосредственности! И вот почему поведение ребенка становится не таким понятным, а причины его поступков - не такими очевидными и прозрачными.
  • Второе важное явление, тесно связанное с первым: ребенку открывается целый необъятный мирсобственных эмоций и переживаний. Малыш делает своего рода первый шажок в сторону осознания своей личности - он начинает осознавать, что значит «я добрый», «я довольный», «я огорчен» и т.д. В связи с этим у многих детей в этот период появляется увлечение чтением;
  • Ребенок стоит на пороге большого и трудного пути - школьного обучения. В связи с этим - новые роли, новая ответственность - все это большой груз, которые ложится на хрупкие детские плечи. Для семилетнего человечка большую роль начинают играть оценки - не только цифры в дневнике, но и оценки окружающих, одобрение учителя. Через них он начинает познавать себя, насколько он успешен и какое место займет в дальнейшем в социуме. И поэтому в этот период ему очень важна ваша позитивная оценка и поддержка. Ведь сейчас для него маленькая неудача в маленьком конкретном деле может означать его неуспешность как личности;
  • По той же причине ребенок в период, соответствующий кризису семи лет, становится крайне уязвим и обидчив. Ведь он только учится контролировать свои чувства, и очень важно проявить должное терпение и понимание, ведь это во многом определяет дальнейший эмоциональный контакт с подрастающим малышом.

Именно вам, родителям, предстоит эта нелегкая задача сопровождения малыша в новый пока незнакомый ему большой мир, преодолев вмести трудный кризис семи лет. И от вашей поддержки, понимания и терпения во многом зависит его дальнейшее восприятие себя - как успешного, полноценного и уверенного человека. Если сложно решить ситуацию самостоятельно, необходимо пройти консультацию психолога и .

Помните, что кривляния, упрямство и капризы совсем скоро пройдут, и ваше чадо станет на шаг ближе к взрослой жизни. Ведь сейчас закладываются самые основы и очень важно, чтобы малыш мог в такой ответственный момент ощущать вашу любовь и поддержку.

Кризис - это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого. Один из главных симптомов кризиса семи лет - кривлянье, манерность, непослушание. Ребенок становится не управляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идет на открытый конфликт. В целом, все кризисы похожи друг на друга. Как подростковый кризис, так и кризис трех или семи лет, все они выражаются в отрицании всего и могут быть проиллюстрирован простым и знакомым всем родителям диалогом:

Сережа, одень шапку. На улице холодно. - Не холодно. - Одень шапку. - Не одену - Сережа! - Не Сережа!

Однако не смотря на внешнюю схожесть, подоплека у каждого возрастного кризиса своя. Если раньше ребенок «боролся» в основном за самостоятельность, возможность действовать автономно (я сам сяду на горшок!), то в семь лет проявление кризиса связано с утратой детской непосредственности, то есть с «вклиниваем» интеллектуального момента между переживанием и поступком. Обычные бытовые правила, установленные родителями становятся для ребенка воплощением «детского» мира, от которого он скорее хочет отойти. Ребенок чувствует острую потребность быть «взрослым», вести себя как взрослый, соответственно одеваться, принимать самостоятельные решения. Во многом этому способствует сама культурная среда, в которой воспитываются дети. С малолетства ребенку внушается, что когда он пойдет в первый класс, это будет свидетельствовать о том, что он вырос. Став школьником, ребенок рассчитывает с приобретением собственной социальной позиции стать «взрослым». (В психологической концепции Л. И. Божович «кризис 7 лет - это период рождения социального „Я“ ребенка».

О важности кризиса семи лет говорит то, что его изучением занимались многие отечественные психологи. Л. С. Выготский видит психологический смысл кризиса семи лет в том, что потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу в наличной ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность его психической жизни. Он начинает понимать и осознавать свои переживания, возникает «логика чувств». Кроме того появляется способность к обобщению собственных переживаний (только теперь ребенок, полностью отдавая себе отчет, может сказать «это мне нравится, а это нет», не ориентируясь на предпочтения значимого взрослого). За счет вовлечения в школьную жизнь, расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка; общение со взрослыми и со сверстниками становится произвольным, «опосредствованным» определенными правилами.

Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет - способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремиться получить определенную социальную позицию - позицию школьника. Надо заметить, что согласно теории Выготского, возрастные кризисы - это неотъемлемая часть формирования личности. Результатом каждого кризиса является психическое новообразование, на котором строится дальнейшее развитие.

Таким образом, без возрастных кризисов развитие не возможно. Выготский вводит представление о двух типах возрастов - критическом и стабильном. Во время кризиса «Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер». Критический период определяется дисгармонией, противоречием между средой и отношением ребенка к ней. Развитие в стабильный период приводит к возникновению новой структуры личности - новообразованию. Это новообразование приводит к нарушению гармонии между ребенком и окружающей его действительностью. Возникновение нового в развитии есть обязательно одновременно и распад старого.

На примере кризиса семи лет в работах Л. И. Божович было продемонстрировано, что отсрочка перехода в новые условия жизни приводит к явлениям, которые были поняты как свидетельствующие о кризисе развития. В этом нашла свое выражение идея А. Н. Леонтьева о бескризисном характере развития. Кризисы полагались не нормой, а патологией развития. Кризис - следствие неправильного воспитания. Критический возраст в теории деятельности А. Н. Леонтьева - момент смены ведущей деятельности. В семь лет на смену игровой деятельности приходит учебная. Появление новой деятельности связано с механизмом возникновения новых мотивов, со «сдвигом мотива на цель». Леонтьев полагал, что кризис (болезненный, острый период в развитии) не есть необходимый симптом перехода от одного стабильного периода к другому, от одной ведущей деятельности к другой. В признании или непризнании необходимости отмирания - кардинальное расхождение позиций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева.

В отечественной психологии существуют две принципиальные позиции в понимании критических возрастов.

1). Признание критических возрастов необходимыми моментами развития, в которых происходит особая психологическая работа. Это позиция Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина.

2) Признание необходимости качественных преобразований, которые состоят в смене ведущей деятельности и одновременном переходе в новую систему отношений. При этом акцент делается на внешних условиях, социальных, а не психологических механизмах развития. В таком виде позиция представлена А. Н. Леонтьевым, Л. И. Божович.

Как видите, даже среди профессиональных психологов нет единого мнения по поводу возрастных кризисов, так что каждый родитель сам определяет затаиться и переждать бурю или всеми силами бороться за то, чтобы ребенок избежал болезненных периодов в своем развитии. Есть лишь мнения, но общего рецепта нет.

ВАЖНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 лет

  • Малышей смущают потребности в том, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять работу, важную не только для них самих, но и для окружающих. И, как ни странно, это не обязательно учеба в школе. Это могут быть и помощь родителям по дому, и в их работе, и занятия спортом, и самостоятельный уход за домашними животными.
  • Появляется новый уровень самосознания - осознание себя не только как мальчика, сына, партнера по игре, но и как друга, ученика, одноклассника. У ребенка появляется осознание своего социального Я, то есть себя в обществе. Ему важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним.
  • Формирующаяся личность 7-летнего малыша приобретает так называемую внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружению и самому себе. Внутренняя позиция формируется в зависимости от того, каков сам ребёнок, какое место он занимает в окружении и какое это окружение.

В 7 - летнем возрасте уже нельзя в сложных ситуациях переключать внимание малыша и навязывать ему своё мнение. Помните, что семилетнему ребёнку необходимо идентифицировать себя с авторитетным взрослым. Для мальчика это - папа, дедушка, старший брат; для девочки - мама, бабушка, старшая сестра.

Для многих детей - это ещё и первая учительница: «Как Марья Ивановна скажет, так я и сделаю!» В таких ситуациях родителям обижаться не следует. Если поощрять и поддерживать стремление малыша к новому, более «взрослому» положение в жизни, возрастной кризис у ребёнка может не проявиться вообще в жизни, возрастной кризис у ребёнка может не проявиться вообще.

Многие дети не хотят идти в школу. Почему?

  • Дети не хотят учиться, потому что боятся трудностей. А откуда они узнали, что в школе трудно? Из разговоров родителей: «Какую школу выбрать? Сколько там учат иностранных языков? Есть ли там программирование, логика? Нет?! Тогда мы в такую школу не пойдём.»
  • Дети не хотят учиться, так как уже знают, «что это такое». «Можно привести моего 4 - летнего сына к вам на консультацию?» - «А какая у вас проблема?» - «Он не хочет делать домашнее задание!» - "?"
  • Многие дети уже в детском саду начинают достаточно серьёзно учиться. Таким образом, мотив «хочу научиться читать и писать» у них уже частично удовлетворяется. Но всему своё время. Потому, что учёба (а не игра) как ведущая деятельность характерна для семилетки только теоретически. На протяжении всего периода младшей школы учёба только пытается стать для ребёнка другом.
  • На заметку.

Чтобы период адаптации ребёнка к школе прошёл спокойнее:

  • За месяц до школы измените режим для малыша. Пусть утром он встаёт рано, а вечером не задерживается допоздна.
  • Познакомьте ребёнка со школой и учительницей. Если малыш будет знать, где в школе его класс, столовая, туалет, он будет чувствовать себя увереннее. Помогите ребёнку запомнить дорогу от школы домой. Ведь если он «уже взрослый», то непременно захочет возвращаться сам.
  • В начальный период обучения не загружайте малыша различными «развивалками»: кружками, репетиторами, музыкой. Пусть он привыкнет к чему-то одному - в данном случае к школе.
  • Возьмите на несколько недель отпуск. Ребёнку просто необходима ваша поддержка: обстановка дома должна быть спокойной, а мама или папа при необходимости помогут.

Будьте семьёй оптимистов, тогда любые проблемы и кризисы развития вам не по чём. Ведь вы вместе!

***

Кризис 7 лет считается самым спокойным, однако это не значит, что нужно закрывать на него глаза, думая: «Само пройдет». В это время ребенку как никогда необходимы ваши поддержка и забота.

Начав учиться в школе, ребенок ощущает себя взрослее и самостоятельнее, у него появляется новая ответственность. От него начинают требовать не только хорошо учиться, но и помогать по дому, записывают на разные кружки и секции. Теперь то, что делает ребенок, касается не только его самого, но и окружающих. Такая резкая необходимость взросления может вызывать дискомфорт и даже пугать ребенка - отсюда и кризис семи лет.

Также кризис 7 лет обусловлен тем, что ребенок начинает играть новые социальные роли. Раньше он был просто мальчиком (девочкой), сыном и внуком (дочерью и внучкой), а теперь он еще и ученик школы, одноклассник. Завязывается первая настоящая дружба, и ребенку приходится учиться быть другом. Теперь ребенок - не сам по себе, он часть общества. Ему важно мнение окружающих, он учится общаться с ними. В зависимости от окружения ребенка и его места в нем формируется внутренняя позиция ребенка , которая определяет его дальнейшее поведение в течение жизни.

Во время кризиса трех лет ребенок осознает себя как отдельное «Я». Кризис семи лет - это осознание своего «Я» как части общества. Если раньше ребенок свои переживания выражал непосредственно, сейчас у него появилась внутренняя жизнь. Она влияет на внешнюю жизнь, хоть и косвенно. Скрываемые переживания обуславливают основные симптомы кризиса 7 лет у детей:

  1. Потеря непосредственности. Раньше ребенок выражал свои желания и недовольства прямо, по принципу «Хочу!» Сейчас он думает: а какое значение будет для меня иметь то, что я сделаю/скажу? Вот эта мысль (пусть и неосознанная для самого ребенка) выражает потерю непосредственности между желаниями и действиями ребенка.
  2. Ребенок может начать скрывать что-то, хитрить, лукавить, манерничать. Таким образом, манерничание - еще один признак кризиса семи лет.
  3. Последний основной симптом кризиса 7 лет - это симптом «горькой конфеты» . Стремясь оберегать свой внутренний мир, ребенок будет стараться скрыть от вас, что ему плохо. Попытки выпытать, что случилось, могут привести к тому, что ребенок замкнется в себе и станет неуправляемым.

Еще кризис семи лет можно определить по таким признакам , как низкая самооценка, кривлянья, пререкания, заторможенность, упрямство, вспышки гнева или агрессии (а может, напротив - чрезмерная застенчивость), повышенная утомляемость, раздражительность, замкнутость, проблемы с успеваемостью.

Как преодолеть кризис 7 лет? Главные ваши помощники в этом нелегком деле - это терпение, чуткость и любовь. Обычно в семь лет ребенка отдают в школу. Однако прежде чем отправлять чадо в первый класс, проверьте уровень его готовности к школе - как психологической, так и интеллектуальной. Строго возраст начала обучения не зафиксирован, поэтому если вы решите повременить годик - ничего страшного.

Если вы все таки отправили ребенка учиться, очень важна правильная адаптация к школе. Старайтесь приучить ребенка к новому режиму дня еще до школы, чтобы он не так уставал в первые недели. По возможности проведите ребенку небольшую экскурсию по школе - когда он будет знать, где что находится, он почувствует себя увереннее. Сначала не следует нагружать ребенка секциями, кружками и репетиторами - сначала ему нужно привыкнуть к школе. Если у него начались проблемы с учебой - подумайте о правильной мотивации.

Чтобы преодолеть кризис семи лет, необходимо развивать интеллект ребенка, однако трезво оценивая его возможности. Читайте с ним книги, сказки и стихи, играйте в развивающие игры. Кстати, игры помогут ребенку научиться управлять своими эмоциями, это избавит от кривляний и манерничания. Однако не привязывайте ребенка к себе, пусть он как можно больше общается со сверстниками.

Научитесь уважать ребенка. В первое время после начала учебы в школе ваш авторитет в его глазах может пошатнуться, потому что появится новый авторитет - первая учительница. Многие родители делают распространенную ошибку, пытаясь «строить» ребенка и запрещая ему многие вещи. Научитесь говорить «да», запрещайте только то, что действительно нужно запретить. Поощряйте самостоятельность ребенка, однако не заставляйте его вести себя, как взрослые.

Залог успешного преодоления кризиса 7 лет - это ваше внимание, любовь, доброжелательность и поддержка. Помните, что кризис семи лет - это не патология, а нормальное течение развития вашего ребенка. Этот непростой этап легче всего преодолеть вместе.

***

7 лет – сложный период в жизни ребёнка. Это время, когда ломаются все его стереотипы, все его представления о мире, формировавшиеся всё раннее детство. Происходит смена всей жизни: игровая деятельность сменяется на учебную, постоянно присутствующие рядом родители или воспитатели в детском саду – на строгих учителей, свободный режим дня – на жёстко определённый. Всё это выливается в кризис ребенка 7 лет, что, конечно, влечёт за собой определённые последствия. Что же такое кризис ребенка 7 лет и каковы его последствия?

Суть и симптомы кризиса ребенка 7 лет

Несмотря на то, что кризисные моменты ребенка всегда замечаются родителями, кризис 7 лет порой проходит тихо и незаметно. Многие родители, несмотря на то, что хорошо запоминают кризисы 3-х лет, или переходного возраста, кризис 7 лет отмечают как спокойный. Но не всем так везёт. Те родители, чей ребенок всё-таки более сложно переносит кризис 7 лет, отмечают появление беспокойства, нервозности, замкнутости, скрытности своего чада.

Это связано с тем, что жизнь ребенка разделяется на внутреннюю (психологическую) и внешнюю. Теперь импульсивных действий становится меньше, потому что устанавливается более чёткая связь между внутренней мотивацией и поступками ребенка. Другими словами, во время кризиса 7 лет в действиях ребенка появляется некая смысловая ориентировка, и ему вне зависимости от своих желаний приходится стать взрослее.

По сравнению с «докризисным» возрастом, в корне меняется самооценка ребенка. Если раньше он относился к себе положительно вне зависимости от чего-либо, то теперь «Я» ребенка делится на «Я-реальное» и «Я-идеальное». «Я-реальное» - это осознание ребенка, кем он является на самом деле. «Я-идеальное» - это то, кем он хотел бы быть. В результате этого самооценка становится более адекватной, а «Я-идеальное» отвечает очень высоким запросам.

Иным становится и отношение ребенка к взрослым. Если раньше он вел себя примерно одинаково как с родными и знакомыми, так и с чужими людьми, не разделяя их для себя, то сейчас он уже может строго разделить, кто свой, а кто чужой, и скорректировать своё поведения по отношению к разным людям, а также создать различное представление о разных людях.

Ещё одним симптомом начала кризиса 7 лет является хитрость как нарушение привычных установлений или требований родителей в скрытой форме и намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь некоторую выгоду для себя. Это, как правило, носит игровой характер и является шуткой, а не серьёзным проступком. Например, вместо мытья рук перед едой ребенок или вообще не моет их, или идет в ванную, проводит там некоторое время, затем выходит к столу, так и не вымыв рук. Может также поиграть с водой и выйти с мокрыми (но грязными) руками, демонстративно показывая их матери. Если мать упрекает его за это, он говорит, что забыл, возвращается в ванную и моет руки. Если у малыша есть братья или сестры – эта хитрость часто, прежде всего, направлена на взаимоотношения с ними, а потом уже на взаимоотношения с родителями.

Один из наименее часто встречающихся симптомов – это неадекватная реакция на критику родителей. Дело в том, что ребенок, делая что-то, рассчитывает на похвалу родителей, а когда он ее не получает – он может очень бурно отреагировать: плакать, обвинять родителей в непонимании и т.д.

Ещё одним симптом начала кризиса 7 лет является то, что ребенок может начать задавать общие вопросы, то есть не привязанные к конкретному событию и ежедневной жизни. Ключевыми темами становятся: политика, происхождение планет, жизнь на Земле и других планетах, эволюция живого, жизнь в других странах, морально-этические вопросы (на примере виденных фильмов), порой затрагиваются даже семейные связи. Всё это свидетельствует о расширении сферы интересов ребенка на 7 году жизни, его стремлении узнать что-то новое о мире и найти свое место в нем. Причём взрослый в такого рода беседе выступает для ребенка экспертом, а сам ребенок обнаруживает свои способности к анализу.

Для ребенка в период кризиса 7 лет становится очень важна самостоятельность, возможность делать что-то без помощи взрослого, самостоятельный выбор сферы деятельности. Например, ребенок в это период с удовольствием стирает свои вещи, ходит за хлебом – одним словом, участвует в той деятельности, в которой ранее он не участвовал, часто отказываясь от того, чем он увлекался раньше. Причём, как правило, если его попросить о чем-то – ребенок заупрямится и не сделает или сделает с неохотой, а вот если идея чего-то возникла у лично него – малыш наверняка сделает это с превеликим удовольствием!

С этой особенностью, характеризующей кризис 7 лет, связано и развитие самостоятельной деятельности ребенка. Например, помимо игры, он начинает с удовольствием заниматься такими вещами, как шитье, вязание, конструирование, поделки из бумаги или других материалов и т.п. Причём результат такой самостоятельной деятельности обладает для ребенка огромной ценностью.

Таким образом, можно сказать, что в период кризиса 7 лет весь внутренний мир ребенка меняется до неузнаваемости. Основным симптомом начавшегося кризиса психологи называют потерю ребенком непосредственности, что проявляется в кривлянии, манерности, искусственной натянутости поведения. Ведь что значит непосредственность в поведении? Это значит, что ребенок внешне такой же, как и внутри. Кризис 7 лет, когда происходит потеря этой непосредственности, привносит в поступки ребенка интеллектуальный момент, который теперь выступает посредником между переживанием и естественным поступком.

Также у ребенка может появиться замкнутость, неуправляемость, ребёнок может стать непослушным, отвергать ранее принимавшиеся им же требования, может начать конфликтовать с родителями и другими членами семьи, либо просто игнорируя из слова, либо открыто их отвергая.

Почему так происходит и как справиться с таким непослушным ребенком

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо знать, что главной, а главное, принципиально новой потребностью ребенка в этот период становится уважение. Детям в этот момент просто необходимо чувствовать, что его уважают, относятся к нему, как к взрослому и признают его независимость. Если эта главная потребность в общении с 7-летним ребёнком будет проигнорирована, то понимания в отношениях с ним ждать уже не приходится.

* Приведём конкретный пример из психологической практики:

«Кириллу шесть лет три месяца. Мальчик отличается любознательностью и рассудительностью. Он с удовольствием помогает папе, когда нужно что-то починить или отремонтировать Сам собирается в детский сад, наводит порядок в своих вещах. В старшей группе Кирилл считался одним из наиболее ответственных ребят, ему поручали самые сложные задания. Дома Кирилл привык слушаться родителей, особенно папу, который является для него большим авторитетом. На лето родители отправили сына к бабушке. На вопрос о том, как ведет себя Кирилл, бабушка пожаловалась, что он не реагирует на ее слова, что пора заканчивать игру и идти обедать, а уложить спать его вообще очень сложно. Типичный ответ: «Саша (двоюродный брат, которому двенадцать лет) не спит, почему же я должен?»

Конечно же, родители не понимают, что происходит с мальчиком и как с этим справиться. Но с точки зрения психолога, это закономерный этап в развитии ребенка, приближающегося к кризису 7 лет. Как мы уже говорили, в этот период происходит формирование мотивации действий малыша, он определяет новые правила, установленные не им, и учится по ним действовать. Первая реакция ребенка в этой ситуации – нарушение этих правил.

Исходя из вышесказанного, самой существенной чертой кризиса ребенка 7 лет можно назвать начало процесса разделения внутренней и внешней стороны личности ребенка, который рождает множество новых для него переживаний и, следовательно, определенные изменения в поведении и взаимоотношениях с окружающим миром .

Особенности переживаний ребенка, сопутствующих кризису 7 лет:

Переживания становятся осмысленными, то есть ребенок начинает понимать значение выражений: «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», может осознанно ориентироваться в собственных переживаниях;

Ребенок учится обобщать свои переживания, то есть если с ним много раз повторяется одна и та же ситуация, он способен её проанализировать и сделать определенные выводы. Это имеет определенный смысл – обобщая свои переживания, ребенок формирует отношение к самому себе, собственную самооценку;

В результате осмысления своих переживаний ребенок может почувствовать какую-то борьбу между ними, что также выразится в беспокойстве.

Как уже говорилось, ребенок к началу кризиса 7 лет начинает ощущать себя как взрослым, что проявляется в его острой потребности быть «взрослым», разговаривать и одеваться, как взрослый, требовать к себе отношения, как к взрослому. Во многом этому способствуют сами родители, которые часто говорят дошкольнику, что он станет взрослым, когда пойдёт в первый класс. И дождавшись этого счастливого дня, ребенок свято верит, что он автоматически стал взрослым и вправе требовать к себе соответствующего отношения. С этим связано и новообразование в психологии 7-летнего ребенка, получившее название «внутренней позиции школьника». Что это значит? Вообще, это новообразование начинает формироваться в среднем с 5-летнего возраста: сначала дети мечтают о школе, о том, как они буду заниматься в школе по-настоящему серьёзными делами, а ближе к 7 годам у них возникает реальная потребность в получении новых знаний и поступлении в школу.

Каковы же этапы становления позиции школьника и его мотивации

Их выделяют 3:

1) В 6 лет у ребенка появляется желание пойти в школу, но оно пока направлено только на внешнюю форму, без учёта содержательного момента школьной жизни. Другими словами, малышу нравится слушать рассказы о школе, ему интересно, есть ли там форма, как организуются уроки и перемены, внешние атрибуты школы. Но эта позиция, по сути, ещё дошкольная – ребенок не думает об обязанностях, которые на него налагает школа, не думает об обязательном изменении своего распорядка дня и т.д. Для него важна только внешняя форма.

2) Чуть позже ребенок уже учитывает и содержательные моменты школьной жизни, но, в основном, его внимание направлено на социальные аспекты, а не на учебные. Другими словами, школа привлекает ребенка возможностью завести новые знакомства, возможностью быть «как все» (ведь общество говорит, что всем надо учиться в школе), а не чему-то научиться.

3) Во время кризиса 7 лет у ребенка уже начинает появляться настоящая «позиция школьника», выражающаяся не только в социальной, но и в учебной заинтересованности. Но полностью эта позиция формируется только к восьми годам.

Во время кризиса 7 лет, как вы уже могли понять, идет активное развитие мотивационной сферы, возникают новые мотивы поведения, особое значение среди которых занимают мотивы, побуждающие ребенка идти в школу. Это следующие мотивы:

Познавательный (учебный) мотив, то есть желание учиться и познавать что-то новое;

Широкие социальные мотивы, то есть ребенок принимает общее мнение о том, что учиться необходимо;

Позиционный мотив, то есть желание ребенка занять новое положение в обществе;

Внешние по отношению к самой учебе мотивы, то есть те, которые сопровождают внешнюю сторону обучения в школе, например, подчинение требованиям взрослых;

Игровой мотив, то есть расчёт на то, что учебная жизнь – это своеобразная игра;

Мотив получения высокой оценки, то есть ожидание похвалы учителя и самоутверждения за счёт этого в среде сверстников.

Как понять, какая мотивация преобладает у Вашего ребенка

У каждого ребенка ведущие мотивы различны. Кто-то идёт в школу, прежде всего, для того, чтобы завести новые знакомства, кто-то – чтобы порадовать родителей хорошими оценками, кто-то – чтобы действительно получать знания. Как же понять, чем руководствуется именно Ваш ребенок, идя в школу?

Для изучения мотивов ребенка существует немало методик. Но есть один очень простой способ понять, чего же ждёт от школы именно Ваш ребенок.

Можно прочитать Вашему малышу маленький рассказ, где каждый из персонажей объясняет свое желание идти в школу по-разному (в соответствии с одним из перечисленных мотивов). Какую мотивировку для себя выберет ребенок – значит, та и преобладает в его отношении к своему поступлению в школу.

Исследования показывают, что 6-летние дети чаще выбирают игровую мотивацию (часто в сочетании с другими, например с социальным или позиционным). Причём есть очень интересная особенность: в условиях обучения, то есть если ребенок идет в школу с 6 лет, этот мотив уступает место позиционному, а затем познавательному гораздо медленнее, чем это могло бы произойти. Исходя из этого, молодым мамам можно посоветовать не отдавать своего ребенка в школу раньше общепринятого возраста – потому что это может способствовать торможению его мотивационного развития.

Что же делать родителям, заметив у своего ребенка наступление кризиса 7 лет

Как правило, начало школьной жизни приводит к разрешению кризиса 7 лет. Но это не значит, что родителям надо сидеть сложа руки и спокойно ждать, когда же их чадо примет в свои объятия первая учительница. Дело в том, что даже школа – не панацея от всех проблем. Если у вашего малыша низкий уровень психологической готовности к школе, то при его попадании в новую, незнакомую обстановку, кризис может только усугубиться и обрушиться на родителей в своих самых красочных проявлениях. Это можно объяснить тем, что у таких детей кризис 7 лет просто начался немного позже, что еще раз подтверждает закономерность этого этапа психического развития ребенка, и родителям следует с терпением и пониманием относиться к особенностям поведения их детей в этот непростой период. Прежде всего, необходимо понять, что ребенок будет вести себя хуже, если ваше отношение к нему не оправдает его ожиданий. Постарайтесь изменить своё отношение к нему, посмотрите на него, как на взрослого и относитесь с вниманием к его суждениям. Итак, напоследок несколько ценных советов по воспитанию ребенка в период кризиса 7 лет и организации общения с ним:

- «включая» тон приказа и назидания по отношению к ребенку в этом возрасте, Вы ровным счетом ничего не добьетесь в деле налаживания взаимоотношений со своим ребенком;

Если Вы чувствуете, что скандалы с ребенком становятся все чаще и чаще - отдохните друг от друга;

Сохраняйте большую долю оптимизма и юмора в общении с ребенком;

Старайтесь всегда позитивно оценивать своего ребенка – и его самого как личность, и его поступки. Если Вы указываете на ошибки ребенка, проанализируйте вместе причины этих ошибок и обсудите способы по их исправлению и выразите уверенность, что у него всё получится;

Старайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него;

Придумывайте для детей специальные задания, игры-задания, различные поручения, «свои» дела. Занимайте их продуктивными видами деятельности - делайте с ними различные поделки, оценивайте результаты, хвалите их. Во время занятий делайте больше пауз, направленных на смену видов деятельности: например, физкультминутка, музыкальный перерыв;

Давайте ребенку больше заданий, связанных с развитием творческой инициативы, воображения и фантазии. Это будет стимулировать знаковую функцию – важнейшую предпосылку перехода к учебной деятельности;

В общении с ребенком не забывайте о тихих беседах перед сном, вечерних разговорах, обсуждениях дневных событий. Старайтесь проявлять внимание к внутреннему миру ребенка, разговаривать с ним, как со взрослым;

Если ребенок капризничает, не надо вступать с ним в пререкания, навязывать своё мнение, угрожать наказаниями. Лучше взять тайм-аут и на время прекратить общение, а потом просто не вспоминать о произошедшем. Полезно создавать такие ситуации, где хорошее поведение было бы самоцелью (устроить «день послушания» и провести его без единого замечания, «день добрых дел», «день вежливости» и др.). Можно завести «тетрадь по поведению», где в 2 колонки разным цветом записывались бы плохие и хорошие поступки за неделю, а в конце недели подводить итоги. Но эту тетрадь ни в коем случае нельзя использовать, чтобы шантажировать ребенка;

Полезными будут задания, направленные на формирование самостоятельности, умений принимать решения, самоконтроля.

Если Вы будете использовать хотя бы некоторые из приведенных здесь рекомендаций, Вы сможете преодолеть негативные проявления «кризиса 7 лет» и с честью выйти из этого одинаково сложного и для ребенка, и для родителей периода.


Когда ребенку исполняется 7 лет у него начинают происходить изменения в психике. Возникает кризис, с которым сталкиваются родители чада. Этот период хорошо изучен психологами и называется он «кризис 7 лет». Изменения, которым поддается ребенок, связаны с его переходом с дошкольного статуса к школьному. Меняется распорядок дня, социальное взаимодействие. Поэтому у него возникают проблемы с дисциплиной. Кроме этого, в такой период дитя начинает осознавать свое психическое «Я», тогда как раньше ощущал лишь физическое.

Многие родители считают, что кризис 7 лет в жизни ребенка - период, который нужно предотвратить, чтобы и самим не страдать, и малышу не мучиться. Но это закономерный процесс нормальной психической адаптации чада к меняющимся условиям. Поэтому каждой маме и каждому папе придется столкнуться с рассматриваемой ситуацией. Все, что они могут сделать, это заметить первые признаки кризиса, смягчить его остроту и уменьшить длительность. Это очень важно, ведь ребенок может и не перерасти проблемы, с которыми он столкнулся в возрасте 7 лет, и они прочно закрепятся в его памяти, тогда что-либо исправить будет весьма проблематично.

Негативизм — это отказ от всего, о чем ребенка просит родитель. Следует отличать этот признак от обычного непослушания, свойственного всем детям. В случае негативизма, малыш отказывает практически всегда. Не рекомендуется наказывать ребенка в такие моменты. Даже разговор по душам, или требование объяснений не помогут в данном случае. Но если чадо в момент отказа занимается чем-то, что полностью увлекло его, то непослушание в этом случае естественно.

Упрямство — когда дитя требует что-либо от родителей. Это может быть игрушка, конфетка и любая другая вещь. Но ребенку она не нужна. Главное, чего хочет чадо, это самоутверждения, а не обладания вещью.

Строптивость — ребенок всячески пытается нарушать дисциплину, распорядок дня, который ему пытаются навязать. Это может быть нежелание рано утром вставать, ходить в школу, кушать, делать домашнее задание.

Своеволие — дитя хочет быть независимым, поэтому пытается делать все самостоятельно, преодолевать трудности, не спрашивая разрешения или совета у родителей. Ему не важны желания и указания взрослых. На первом месте потребности самого ребенка.

Протест — когда малыш адаптируется к новому укладу жизни и условиям общества, у него накапливается внутреннее отрицание, протест, который он выплескивает практически на каждого человека. Ссоры в семье и в школе становятся обыденным делом. Это происходит от того, что ребенок испытывает внутренний конфликт по адаптации к социуму.

Обесценивание — у малыша формируются новые идеалы. То, что он раньше считал интересным, теперь для него не имеет никакого значения. Дитя ломает любимые игрушки, говорит плохие слова, которые под запретом в обществе. Хулиганит и всячески пакостит всем окружающим его детям, иногда относясь к ним с жестокостью.

В семьях, где дети под сильной опекой, наступает деспотизм : ребенок меняет уклад жизни семьи под свои потребности.

Самостоятельная диагностика

Симптомы кризиса:

  • часто грубит;
  • плохо делает домашние задания;
  • отказывается ходить в школу или детский сад;
  • до последнего стоит на своей точке зрения, начались паясничания, ужимки, позирования;
  • не устраивает в семье все.

Также ребенок становится :

  • раздражительным и вспыльчивым;
  • быстро утомляемым;
  • рассеянным;
  • замкнутым и робким.

Если хотя бы два пункта совпали наблюдаются у ребенка - у него кризис 7-летнего возраста. Но не стоит сильно беспокоиться. В ближайшее время родителям необходимо откорректировать свое поведение так, чтобы не задевать чувства чада. Поскольку бездействие и игнорирование проявлений, как активное, так и пассивное, скажется на поведении ребенка в будущем.

Также возможно, что кризис 7 лет еще не начался, и все вышеприведенные модели поведения, которые обнаружены у ребенка, являются следствием неправильного воспитания. Тогда, маме и папе нужно обратить внимание на этот момент, и откорректировать методы своего воспитания.

Причины

Причины кризиса 7 лет возникают из-за резкой смены повседневного уклада жизни. Когда ребенок переходит из садика в школу, перед ним возникает множество проблем. Это и смена обстановки, общение со школьниками разного возраста и уровня умственного развития. Чаду хочется влиться в общество, и стать полноправным членом системы. Поэтому, чтобы быть готовым к школьному этапу, кризис 7 лет - первое, что ему придется пережить.

Именно в этом возрасте дитя направлено на поиск авторитетной личности. Поэтому в период кризиса у ребенка могут появиться друзья, старше его по возрасту, считающиеся школьными хулиганами и забияками. Чадо может ябедничать на своих сверстников и заискивать перед старшими. Малыш начинает смотреть на себя со стороны: все время сравнивать с кем-то, появляется склонность недооценивать свою личность.

Какие трудности ждут родителей?

Ребенок начинает раздражать взрослых. Кроме этого, сами родители не до конца понимают, что они могут сделать с малышом такого, чтобы он вновь стал управляемым. Даже те мамы и папы, что раньше говорили спокойно с ребенком, начинают срываться на крик, возникают ссоры, ситуация заходит в тупик.

Малыш становится непослушным. У него портится характеристика в школе. Он сравнивает себя с другими, свои обязанности в семье с тем, что делают мама, папа, брат. Например, у него может возникнуть конфликт, ввиду того, что старшему брату можно не одевать шапку, а ему нельзя.

Дитя изводит всех в семье своим упрямством. Может произойти ситуация, когда ребенку во что бы то ни стало нужна игрушка. Он просит ее у родителей снова и снова, а когда они покупают вещь своему малышу, к ней резко теряется интерес.

Что делать родителям?

Не нужно поддаваться панике. Это временный этап в жизни ребенка и он, как и любой другой возрастной кризис, пройдет. Следует правильно вести себя с ребенком и все со временем придет в норму. Родителю необходимо дать чаду больше свободы. Это нужно для того, чтобы ребенок разобрался в своем внутреннем «Я». Необходимо знать меру между жесткими ограничениями (чем злоупотребляют родители) и контролем и направлением чада в правильную сторону.

Необходимо принять во внимание, что ребенок уже не такой беспомощный, каким был когда-то. Если дать ему больше свободы, он станет более самостоятельным, и потом сам придет за советом к маме и папе.

Следует дать ребенку возможность спорить с родителями. Ему необходимо высказать свое мнение, а взрослым, считаться с этим мнением. Таким образом, дитя поймет, что безосновательно требовать чего-либо — не лучший вариант.

В момент начала кризиса семи лет, не нужно отбирать у ребенка игрушки, и сразу же сажать его за тетрадки и учебники. Необходимо делать это постепенно, даже играючи, чтобы переход от развлечений к учебе выглядел как приключение. Например, ребенок может поиграть, расслабиться, но при этом повторять заданные на дом слова, материал. Родителям тоже нужно быть вовлеченными в образовательный процесс. Например, мама может делать домашние задания по рисованию вместе с ребенком.

Не нужно заставлять ребенка соблюдать режим дня. Не хочет - не надо. Маме следует поинтересоваться о том, сколько времени нужно чаду, чтобы справиться со всеми своими заданиями. Пускай пытается успевать за отведенное ему время. От этого действия он почувствует себя взрослым. С ребенком нужно общаться на равных, забыть о том, что он - малыш. Именно тогда чадо будет принимать решения, за которые надо нести ответственность, а не перекладывать всю вину на родителей.

От родителей требуется ставить в пример не себя или своих друзей, а героев сказочных мультфильмов. Причем желательно брать во внимание мультики с глубоким смыслом. Таким образом, авторитетом для ребенка будет сказочный персонаж, и дитя поймет, что так нужно делать не только потому, что родители требуют. Ведь так поступает даже герой в его любимом мультике.

Родителям не следует относиться к ребенку, как к своей вещи, игрушке. Нужно понять, что он - личность, которая не обязана во всем походить на маму или папу. Ведь кризис проявляется в первую очередь именно из-за поведения родителей. Маме и папе дитя нужно понять, что их чаду намного сложнее, чем им, и нужно его поддержать и направить в этот трудный для него момент жизни.

Чего делать нельзя?

Нельзя запрещать ребенку дальше познавать мир, пробовать что-то новое. Ведь именно в этом возрасте происходит переход малыша от игровых занятий к неигровым: шитью, рисованию, конструированию. У чада появляется потребность создавать что-то новое.

Нельзя критиковать малыша. В возрасте 5-7 лет у детей обостряется реакция на критику. Дитя может принести нарисованный им рисунок родителям, чтобы те его оценили. Если они не хвалят его, у ребенка понижается самооценка. А ведь именно в этом возрасте она формируется.

Нельзя злиться на малыша, когда он оттягивает выполнение какого-либо обязательства, которое не хочет делать. Родителям следует учесть, что он их слышит, это просто новый способ взаимоотношения со взрослыми, который ребенок только пробует в своей жизни. Особенности кризиса 7 лет заключаются в том, что малыш переосмысливает прежние правила и свою жизнь.

Когда необходимо обратиться к врачу?

К врачу лучше вообще не обращаться. Этот период временный и он скоро пройдет. Нужно просто смириться, что у ребенка формируется своя новая внутренняя жизнь, в которую он пока еще пускает своих родителей. Но им уже нужно спрашивать у него разрешения войти в нее. Поэтому естественное течение психического развития малыша не стоит лечить с доктором.

К какому врачу обратиться?

Если родители все-таки решили проконсультироваться с врачом, нужно обратиться к детскому психологу. Доктор расскажет в подробностях взрослым о том, что это за напасть, как преодолеть кризис, научит по-новому взаимодействовать с ребенком. И объяснит чаду, что не нравится его родителям, и как прийти к консенсусу.

Если в кризис 3 лет ребенок учится выделять себя из окружающего мира, то в рассматриваемый период, он учится общаться с собой, и понимать себя. Это нелегко для чада, родителям следует это понять. Если малыш начал вести себя так, как описано при кризисе, в пять или шесть лет, это не повод беспокоиться.

Развитие человека происходит всю его жизнь. У детей скачки взросления более заметны. Мнения специалистов по этому поводу расходятся. Кризис семи лет в психологии считается естественным процессом, связанным с адаптационным периодом малыша к быстро изменяющимся внешним условиям. Однако некоторые предпочитают думать о возникновении сложностей общения с ребенком, как следствии ошибок в воспитании.

Характерные возрастные черты

На смену манипулятивным играм приходят ролевые. Родители становятся образцом для подражания, являются передатчиками общественных норм. Познание мира отношений между людьми дошкольником происходит через ролевые игры, общение.

Игровая обстановка является необходимой составляющей для правильного психоэмоционального развития маленького человека. В процессе игры малыш перестает бояться, избавляется от воздействия травмирующих моментов (к примеру, ночных кошмаров).

У дошкольника:

  • происходит активное развитие воображения;
  • осуществляется формирование наглядного мышления;
  • начинается формирование мышления с помощью понятий;
  • отстраивается собственное видение мира;
  • изменяется мотивационная система;
  • наблюдается большая свобода поведения.

Основа новой позиции- готовность ребенка к школе. Кроме того, следует понимать степень сформированности личности, ее характерные черты, перспективы. Психология ребенка 7 лет состоит из следующих факторов:

  1. Степень притязательности показывает, насколько ребенок уверен в своих силах. Формирование этого чувства происходит, благодаря «взлетам» и «падениям». Чем больше успешных результатов получил малыш, тем он увереннее в себе. Целью родителей является поощрение успехов ребенка, его направление в нужное русло.
  2. Перспективность подразумевает жизненную цель. Если малыш, смотря на взрослых, осознает, что учеба важна для достижения будущих успехов, он будет иметь положительный настрой к школе. Если ребенок не понимает смысла образовательного процесса, то будет всеми силами сопротивляться обучению.
  3. Концепция собственного «я» содержит 3 части: оценочную, эмоциональную и когнитивную. У ребенка в дошкольном возрасте почти отсутствует самооценка, ориентиром являются внешние критерии. Для его восприятия непонятны такие качества, как доброта и отзывчивость, но на уровне чувств он понимает их. Когнитивная часть подразумевает, насколько ребенок может описать себя. Эмоции характеризуют специфичность восприятия - малыш в таком возрасте все оценивает и запоминает на эмоциональном уровне. Поэтому с дошкольниками можно настроить общение через рисунки.
  4. Мотивационно-побудительная иерархия формируется к 5–6 годам. Малыш способен осмысленно совершать действия, он может делать выбор, проводить анализ смысла поступка.

Отличительные черты кризиса

Главной причиной возникновения поведенческих проблем предшкольного периода является взросление. У малыша полностью меняются жизненные условия, ребенок переживает, волнуется. Ему нужно будет многому научиться, подстроиться под новый график, понимать свою ответственность.

Возрастная психология кризиса у ребенка 7 лет такова, что этот период тяжелопроходит, ребенку необходимо привыкнуть общаться со сверстниками, также переживающими сложности, научиться справляться со школьной нагрузкой.

Специалисты утверждают, кризис семи лет проявляется примерно в 6–8 лет. Точную цифру сказать нельзя, каждый малыш индивидуален. Отличительными особенностями периода являются:

  • неадекватное поведение ребенка, нередкие проявления вредности;
  • наигранный разговор при общении;
  • снижение усидчивости, концентрации внимания;
  • попытки передразнить взрослых;
  • попытки привлечь внимание.

Некоторые дети пытаются ябедничать взрослым. Такие перемены несознательны, ребенок временно теряет контроль над своими поступками. Дошкольник негативно реагируют на критику, разум блокирует все отрицательные сведения, поступающие извне.

Основным толчком кризиса является постепенный уход от детской непосредственности, созревание интеллекта, возникновение тревоги за совершенные действия. Кроме того, малыш переживает за успехи в школе, пытается сопротивляться смене привычных условий.

Симптоматика

Родители сами могут выявить психологические особенности этого периода. Каждая имеет свою логику.

Ребенок перестает слушаться подсознательно, пытается настоять на своем мнении, отказ от выполнения родительских указов помогает развитию. Наказание нежелательно, даже спокойное объяснение редко помогает. Лучше постараться временно отстраниться.

Упрямство тоже является симптомом кризисного периода. Малыш отрицает отказы, становиться требовательным, настойчивым. Таким образом, он самоутверждается. Сама цель становиться не важна, главное - процесс требования.

Следствием первых симптомов является своеволие. Ребенок желает все делать самостоятельно. Лучший выход - постараться направить энергию в желаемое русло: предоставлять ограниченную свободу выбора, давать несложные задания. Например, выбор одежды, еды из нескольких предложенных вариантов.

Начальные признаки могут быть отмечены к шестилетнему возрасту. Ближе к восьми годам симптомы становятся более сглаженными.

Как себя вести родителям

В воспитании ребенка паника - худший советчик. Следует собраться и следовать рекомендациям специалистов.

Запрещая, необходимо приводить обоснование. Каждое ограничение должно преподноситься в форме совета или пожелания. Тогда резкого отказа не последует.

Прислушивайтесь к малышу, проводите вместе больше времени. Пусть ребенок Вам доверяет.Всегда выслушивайте его страхи и волнения. Насмехаться над его тревогами нельзя. В будущем это поможет малышу справиться со страхом выступать публично.

Чаще спрашивайте у ребенка совет. Он почувствует важность своего мнения для взрослых. Обсудите покупки, насущные дела, школу, работу. Но одновременно, не нужно слишком нагружать малыша своими трудностями.

Насилие в воспитательных целях способствует усугублению ситуации, может наложить отпечаток на всю жизнь малыша, снизить его самооценку.

В 7 лет ребенок начинает взрослеть, нужно воспринимать его, как взрослую полноценную личность. Малыш должен почаще общаться со сверстниками, стараться выполнять свои обязанности самостоятельно. Желательно, чтобы у малыша было свое место уединения.

Продолжительность кризисного периода

Начало кризисного периода связывается с получением статуса школьника, предполагающим значительные изменения условий существования малыша: новый коллектив, обязательства, навыки. На основе проведенных исследований выявлено, что этот период обычно продолжается несколько месяцев в зависимости от особенностей конкретного ребенка и поведения родителей.

Можно выделить несколько этапов кризиса:

  • ребенок осознает необходимость идти в школу, следовательно, он повзрослеет, станет более важным;
  • малыш пытается овладеть своим эмоциональным состоянием, начинает общаться спокойнее;
  • полное осознание нового статуса.

Причины кризисного состояния ребенка

Возрастные кризисы являются нормальными этапами в развитии личности человека. Во время их протекания происходит преобразование мышления человека, что ведет к его подготовке к новым жизненным этапам.

Кризис 7 лет отмечается психологами, как один из самых бурных. В это время утрачивается детская непосредственность и происходит формирование позиции малыша в обществе.

В этот период выполняется полная перестройка поведения маленького человека. Он идет в школу, что подразумевает ряд нововведений: ребенок должен соблюдать дисциплину и определенный порядок.

В процессе общения с одноклассниками малыш учится общению. Причем оно происходит не просто так, а по делу.

Школьник осознает две истины. Первая состоит в том, что ему необходимо учитывать мнение окружающих и иногда на время сдерживать свои потребности. Вторая - малыш взрослеет и получает свое место в мире взрослых, что, по его мнению, дает ему право на обладание «взрослыми» вещами.

Малыш посещает школу по различным мотивам:

  1. Игровой. В этом случае ребенок воспринимает школу как игру, но он не готов к выполнению предъявляемых требований.
  2. Демонстративный. Малыши рады новым вещам, они воспринимаются, как этап взросления. Но и в этом случае, ребенок не желает подчиняться, делать уроки, читать.
  3. Учебная. Такой мотивацией к семилетнему возрасту обладают единицы. Но такие дети с удовольствием посещают школу для получения знаний. Подобный подход меньше всего травмирует психическое состояние малыша, позволяет ему быстрее адаптироваться к смене обстановки.

Чувства ребенка

Кризисное состояние представляет собой спор между готовностью и способностью для совершения конкретных действий. Малыш осознает, что он становится все ближе к взрослой жизни, он уже не имеет такой сильной привязанности к родителям. Он старается показать, что стал более важным и самостоятельным.

Ребенок перестает воспринимать игры, иногда даже агрессивно относится к младшим детям. Основной целью является получение самостоятельности вопреки родительской опеке.

Возможные изменения

Несомненно, кризис ребенка - это тяжелый период не только для него, но и для всех остальных членов семьи. Он сопровождается спорами и стрессами. Но, тем не менее, существуют и благоприятные последствия такого явления:

  1. Постепенно формируется готовность к посещению школьных уроков: ребенок старается выполнять все задания, чтобы его похвалили. Он пытается понравиться одноклассникам и учителям.
  2. Малыш проявляет свое «я» - он принимает появившиеся обязательства, приспосабливается к ограничениям.
  3. Малыш старается осмысливать свое состояние. Он может объяснить свои чувства: злость, обиду, радость. Это огромный скачок в развитии, который очень важен в становлении личности.

Нежелательные действия со стороны родителей

Насколько легко пройдет кризис зависит от поведения родителей и других окружающих малыша взрослых. Ниже приведены рекомендации родителям:

  1. Вести малыша в школу не раньше 7 лет.
  2. Предъявлять адекватные требования. Чрезмерная школьная нагрузка ведет к серьезным негативным последствиям.
  3. Отсутствие попыток контролировать действия ребенка, чрезмерно опекать. Нужно дать малышу пространство для своих дел.
  4. Проявление агрессии недопустимо.
  5. При плохой успеваемости нужно проявлять максимальное спокойствие, постараться выяснить причины.

В целях более скорого прохождения тяжелого периода специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:

  1. Лучше заблаговременно показать ребенку школу, ее атрибуты и рассказать о порядке, который малышу нужно будет соблюдать. Можно погулять около школы, заглянуть в будущий класс, познакомить его с учительницей. Регулярные рассказы о школе позволят ему адаптироваться гораздо быстрее, ведь он уже будет готов к тому, что его ждет.
  2. Старайтесь прислушиваться к мнению малыша и его доводам.
  3. Отмените некоторые запреты. Пусть малыш проявит самостоятельностью
  4. Предоставьте малышу больше свободы действий.
  5. Не указывайте, а убеждайте, приводя аргументы.
  6. Хвалите за любые достижения.
  7. Поощряйте за хорошие поступки, оценки.
  8. Поручите ребенку некоторые обязанности. К примеру, уборку в комнате, мытье посуды.

Вероятные риски

Важным действием является поощрение инициативы ребенка, его поддержка. Похвалив ребенка за самостоятельность, родители способствуют развитию его интеллектуальных качеств, инициативности. Наказание, напротив, ведет только к появлению чувства вины. Постепенно это чувство может преодолеть стремление к самостоятельной, ответственной жизни.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!