Из чего состоит головной убор. Виды шапок и их названия. Шапки для девчонок и мальчишек

Традиции укрывать голову при помощи головного убора пришли из древних времен, тогда такой обычай носил скорее религиозную подоплеку. Сегодня же при помощи шляп, шапок и всевозможных кепок люди в силу практичности укрываются от погодных условий, а также в силу эстетики украшают свой внешний образ и стиль. Отдельного внимания заслуживают виды мужских головных уборов, которых сегодня насчитывается несколько десятков.

При помощи головного убора мужчины не только защищают голову от суровых российских зим, но и выгодно подчеркивают свой стиль и внешний образ. Современные дизайнеры и дома мод предлагают постоянно обновляющиеся коллекции изделий всевозможных фасонов, форм, способов плетения и вязки, расцветок и принтов. При создании таких предметов гардероба специалисты учли сезонные особенности, возраст, предпочтения и разные стили в одежде мужчин.

Тенденции моды никогда не стоят на месте, постоянно предлагая новые течения и стили. Это же коснулось и мужских головных уборов, которые столетиями кардинально видоизменялись и совершенствовались. Сегодня шапки и шляпы для мужчин представлены в более чем 20 разновидностях и типах с целью удовлетворения потребностей мужчин всех возрастов и взглядов на жизнь.

Мнение эксперта

Элен Голдман

Мужский стилист-имиджмейкер

В гардеробе современного мужчины должно быть минимум 3 разных вида головных уборов. В первую очередь комфортная и универсальная шапка для повседневной носки. Также обязательно должен присутствовать изделие в строгом классическом стиле для официальной обстановки. И третьим головным убором может стать та модель, которая соответствует характеру и увлечениям мужчины.

Бандана

Речь идет о косынке или обычном платке, при помощи которого мужчина может укрывать голову от прямых солнечных лучей. Этот стиль чаще всего предпочитают байкеры и представители молодежи.

Башлык

В данном случае представлены военные и казачьи мужские головные уборы в форме остроконечного капюшона с удлиненными лопастями. Этот убор надевали для укрытия головы от непогодных условий, завязывая концы вокруг шеи.

Бейсболка

Этот вид кепки стали носить бейсболисты во время игры, закрывая свое лицо и голову от солнца. Сегодня бейсболку предпочитают мужчины всех возрастов, независимо от образа жизни.

Берет

Впервые этот головной убор появился еще в эпоху средневековья. Визуально он напоминает кепку, но с округлой формой и без козырька. Практически каждый художник в своем гардеробе имеет пару моделей беретов.

Бескозырка

Та же самая фуражная шляпка, но только без козырька, откуда и пошло такое название. Чаще всего такой головной убор можно видеть на мужчинах в армии.

Боливар

Одна из разновидностей цилиндра, которая была воспета в «Евгении Онегине» Пушкина.

Бомбер

Современный вид головного убора для мужчин, который визуально напоминает шапку ушанку. Обычно изделие выполнено из кожи с овчиной отделкой.

Боярка

Название изделия уже говорит само за себя, это исконно русский головной убор, который носили бояре. Верх шапки изготовлен из меха, внутри находится шелковая подкладка, а также предусмотрен бархатный колпак.

Буденовка

Такой себе шлем с формой шлема воинов периода 15 столетия, который носили красноармейцы, подчеркивая свой героизм и величие.

Галеро

Такой фасон шляпы носили в прошлом кардиналы, это была красная широкополая шляпа, у которой свисало 15 кисточек по сторонам.

Гангстерская шляпа

В данном случае речь идет о классической шляпе с полями и тремя вмятинами по бокам и сверху тульи. Второе название .

Двууголка

Такой вид головного убора можно увидеть на изображениях самого Наполеона. В те времена этот вид шляпы носили все чиновники и офицеры.

Ермолка

Этот вид головного убора носят все религиозные евреи и по сей день. Речь идет о маленькой шапочке без полей и отворотов, покрывающей только макушку.

Жокейка

Спортивная модель шапки в форме шлема с небольшим козырьком, которую сегодня надевают конные наездники.

Камилавка

Этот вид головного убора является частью православной религии. Визуально шляпа выполнена в форме расширяющегося вверх цилиндра, камилавка может быть черной, красной и фиолетовой.

Канотье

Эта шляпа с жесткой формой пришла из Франции, там она изготавливалась из соломы, оформленная цилиндрической невысокой тульей, небольшими прямыми полями.

Капелло Романо

Римская форма шляпы, напоминающая по форме планету Сатурн. Это круглая шляпа из прочных тканей, у которой оформлена полусферическая тулья и прямые широкие поля.

Капюшон

Этот головной убор идет вместе с верхней одеждой, предназначаясь для укрытия головы от ветра и осадков.

Картуз

Одна из форм фуражки, которая популяризировалась в европейских армиях 15-17 века.

Каска

Этот головной убор выполнен в виде шлема для защиты головы от механических воздействий. Каску сначала носили военные люди, а сегодня все работники опасной сферы деятельности.

Каскетка

Это одна из разновидностей каски, но защищающая голову от внешних раздражителей, а не от травм.

Кепи

Разновидность мужской фуражки, у которой предполагается горизонтальный козырек небольшой формы.

Кепка

Эта фуражка отличается твердой формой донышка, круглой тульей и наличием прямого широкого козырька. .

Клобук

Этот головной убор носили монахи, он состоял тогда из цилиндра с обрезанными полями «камилавки» и наметанной черной ткани, которая покрывала затылок мужчины.

Ковбойская шляпа

Это может быть шляпа из соломы, фетра и даже кожи с круглой тульей, у которой верхушка немного вогнута, а также с подогнутыми с обеих сторон к верху полями.

Колпак

Это изделие выполняется в конусной и немного округлой форме, а сегодня представляется в нескольких разновидностях. Это может быть юморной колпак для шутовских забав, поварской колпак или колпак Санта Клауса.

Конфедератка

Такой головной убор является национальной кепкой Польши, отличающийся четырехугольной верхушкой. Нередко подобного фасона уборы носили академические выпускники, отсюда и название конфедератка.

Котелок

Такие головные уборы для мужчин пользовались широкой популярностью среди европейцев. Котелки выполнялись с аккуратными и небольшими полями, в полусферической форме из твердых материалов.

Кубанка

Невысокая шапка, которая выполнялась в плоской цилиндрической форме. Ее изначально носили казаки, а позже кубанку стали популяризировать женщины.

Лыжная шапка

Современная модель теплых шапок для любителей зимних видов спорта. Обычно она выполняется из теплых материалов и ярких расцветок, дополняясь бубоном или помпоном.

Охотничья шляпа

Отличительная черта такой шляпы – это наличие двух козырьков спереди головы и сзади, а также двух боковых частей для укрытия ушей. К головному убору передний козырек предназначается для укрытия лица от солнца, остальные части – от ветра и холода. Шапка такого фасона прославилась при помощи образа Шерлока Холмса.

Папаха

Военная разновидность головного убора, выполненная из меха каракуля или овчины. Распространение такая модель получила среди казаков.

Пилотка

Военная шляпа приплюснутой по бокам формы, которая изготавливалась из легких материалов. Спереди пилотку украшали гербом или другими опознавательными знаками военного профиля.

Порк-пай

Шляпа, которая из-за особой формы и схожести со свиным пирогом получилась такое название. Визуально она напоминает миску, цилиндрическая небольшой высоты тулья с ложбинкой по кругу, напоминающей то, как хозяйки подщипывают пирог.

Рыбацкая шляпа

Такой аксессуар выполняется из легких тканей оливкового оттенка, оформленный в тематическом стиле крючками, рыбками и разными приманками.

Соломенная шляпа

Классическая модель из соломы с раскидистыми полями. Этот вариант аксессуара используется представителями обоих полов только в жаркий сезон года с целью защиты от солнечных лучей.

Сомбреро

Тематическая национальная шляпа, которая выполнена в форме конусообразной тульи и широких полей, приподнятых округлыми краями вверх. Этот вид головного убора столетиями носят мексиканские музыканты.

Твидовая шляпа

Плотный шерстяной твид бережно укроет голову от ветреной погоды. При этом наощупь изделие мягкое с небольшим ворсом, выполненное диагональным переплетением нитей. Новый тренд этого года – меланжевая твидовая шляпа.

Треуголка

В этом типе шляпы предполагается загиб полей таким образом, чтобы образовывались три угла. На сегодняшний день этот фасон утратил популярность из-за появления двууголки.

Трибли

Визуально такая шляпа напоминает модель Федору, но в ней предусмотрены маленькие и зауженные поля, а также трапециевидная тулья с ложбинками по центру и обеим сторонам.

Тюбетейка

Сегодня тюбетейка представлена в разных вариациях – с круглой или квадратной верхушкой, плоская и остроконечная, плотная или легкая по материалам изготовления, но обязательно яркая с национальным декором шапочка. Тюбетейка принадлежит узбекскому национальному костюму и носится по сегодняшний день.

Тюрбан

Этот вид головного убора является национальным достоянием персидского народа. Тогда тюрбан называли чалмой, когда кусок материи повязывали вокруг головы, выделяясь из толпы таким аксессуаром.

Ушанка

Это исконно русский головной убор, который уже несколько сотен лет пользуется популярность среди мужчин всех возрастов. Объемная шапка в виде каски круглой или квадратной формы, которая продолжается двумя краями ниже ушей, имея завязки. Изготавливается из кожи, замши, меха.

Носите ли Вы шапку ушанку?

Да Нет

Федора

Шляпа федора — это, пожалуй, самый распространенный вид мужской шляпы. Тулья выполнена трапециевидной формы, а в самом ее центре и по обеим сторонам предусмотрены ложбинки. Если говорить о классической модели, ее изготавливают из мягкого фетра.

Феска

Османская империя запомнилась многим людям не только роскошными нарядами, но и национальным головным убором – феской. Визуально он напоминает широкий колпак с закругленными краями, который изготавливали из красной шерстяной ткани, дополняя кистью.

Финка

— зимняя теплая шапка для мужчин, которая имеет плоскую форму и спускающийся из меха околышек (назатыльник). Благодаря такой форме изделие прочно укрывает голову, уши и шею от ветра и мороза.

Фуражка

Такой аксессуар носят представители полиции, а также мужчины на гражданке. У головного убора должен быть твердый козырек, устойчивый околышек.

Хомбург

Разновидность фетровой мужской шляпы, у которой должны быть загнутыми поля, а также присутствует лента вокруг тульи. А по центру тульи обязательно присутствует продольная ложбинка.

Цилиндр

В данном случае речь идет о шляпе в форме цилиндра с достаточно высоким верхом и аккуратными узкими полями. Пик популярности мужских цилиндров приходится на период 19 столетия.

Шапокляк

Известная шляпа, которая расшифровывается, как шапо — шляпа и кляк — шлепок. Визуально шляпа напоминает цилиндр, но этот вид головного убора можно было складывать.

Шапки в современном обществе

Если рассмотреть любое указанное выше название головных уборов, можно сделать вывод, что только единицы дошли до современного мужского общества. Из указанных моделей не утратили свою актуальность шляпы — Федора, Трибли, Бейсболка, Кепи, Фуражка, Гангстерская шляпа, Твидовая и Соломенная шляпа. Также сегодня на пике популярности меховые, вязаные и объемные шапки.




Дизайнеры различают мужские головные уборы на несколько групп. Например, бытовые изделия для повседневной носки сдержанных и лаконичных моделей. Есть также шапки специального назначения, которые предполагают профессиональный и спортивный дизайн (например, бейсболка, каска, академические шапочки, пилотки, фуражки и т. п.). Также специалисты предлагают модели для всех сезонов года — демисезонные, летние и зимние варианты.

Вывод

Все перечисленные виды мужских головных уборов берут свое начало еще из прошлых эпох и столетий, и только часть из них не утратила своей актуальности до сегодняшнего дня. Специалисты отмечают, что современные шапки и шляпы для мужчин не столько практичные и функциональные предметы гардероба, сколько аксессуары для создания индивидуальности стиля и образа.

Выставка "Дело в шляпе. Головные уборы народов мира"


Головные уборы - один из наиболее колоритных элементов истории, культуры, хранители самых древних и уникальных традиций племен, народов, стран и цивилизаций. Недаром по головному убору различают друг друга племена Китая и Вьетнама, а некоторые народы мира даже своими именами обязаны традиционной шапке. Жители Центральной Азии нередко нашивают на шапку все свое богатство, так что, видимо, правы французы, придумавшие знаменитую пословицу: "Хорошей шляпе - цены нет". В Библиотеке иностранной литературы на этих выходных завершила свою работу выставка "Дело в шляпе", в которой были представлены лучшие экспонаты одной из крупнейших в России коллекций традиционных головных уборов, собранной известным лингвистом, этнографом и путешественником Кириллом Бабаевым .



Оромо - крупнейший народ Эфиопии - изготавливает такие шапки из неотделанных шкур оливкового бабуина, что и объясняет их огромную ценность. Для древних оромо обезьяна-бабуин была тотемом, и ношение ее шкуры вокруг головы служило для воинов гарантией безопасности на охоте и в бою. В наши дни фолле можно увидеть лишь на головах исполнителей традиционных танцев оромо в вечерних ресторанах Аддис-Абебы.



Калебас - род тыквы, имеющий очень широкое применения по всей субэкваториальной Африке. При отсутствии металлической и пластиковой посуды его используют и вместо чашек, и вместо сосудов для воды или хранения риса. Однако лишь в Южной Эфиопии, в долине реки Омо, калебас используется в качестве прочного и легкого головного убора, предохраняющего от дождя и солнца. С помощью ножа на нем вырезан оригинальный геометрический орнамент, сбоку приделана ручка из веревок, обсаженных бисером, а трещины, образовавшиеся за долгое время использования калебаса, бережно заштопаны суровыми нитками из животных жил.



Фульбе - скотоводческий народ атлантического происхождения, распространившийся в ходе миграций по всей Западной Африке: их можно найти на огромном пространстве от Сенегала до Нигерии. В 19 веке государство фула было очень мощным и влиятельным, покорив многие другие народы региона, что не могло не сказаться и на элементах культуры. В частности, знаменитые шляпы-теннгаде пастухов фула, изготавливаемые из воловьей кожи на каркасе из плетеной соломы, носят в сельской местности в Мали и Буркина Фасо. Единственные украшения на такой шляпе - элегантные ленты или узелки из кожи.



Данное изделие, конечно, является прежде всего маской и используется в ритуальных целях. В ритуалах догонов, обитающих на юго-западе Республики Мали, такую маску называют "дому", она изображает молодую девушку. Как гласит табличка у экспоната, на этот головной убор наложено сильное колдунство, и надевать его на голову не рекомендуется.



Народность тампулма (или таммариба, как они себя называют) проживает на севере Того, куда они не так давно мигрировали из районов верхней Вольты. Процветавшая здесь еще полтора века назад работорговля привела к появлению традиции строительства настоящих домов-крепостей из банко, которые тампулма строят и поныне. Спят здесь в узких ульях на крыше, а первый этаж всю ночь охраняет один из членов семьи, хотя рабами в Того давно уже не торгуют. Воинственность тампулма отражена и в плетеных из соломы женских шляпах дуо, украшенных рогами антилопы - покровителя народа.



Огромная корона с подкладкой из тонкой воловьей кожи, вся сплошь отделанная бисером и украшенная бисерными же фигурами людей и птиц - вот что такое знаменитая аде-илеке (или ориша) нигерийского народа йоруба. Традиционно их надевают вожди, ведущие свой род от легендарного короля Ододуа, первого объединителя всех йоруба. Во время церемоний оришу возлагает на голову вождя его помощница из местных жриц, а сверху корону обкладывают целебными травами для защиты от болезней. Вуаль, сделанная из множества бисерных подвесок, спадающих на лицо, переносит внимание с личности вождя на корону, реальное средоточие власти. А королевская птица окин венчает конструкцию.



У народа бамбара (бамана), одного из крупнейших в африканской республике Мали, традиционные шапки-маски чивара, изображащие тотемную антилопу, бывают нескольких видов. Антилопа-женщина всегда изображается с детенышем на спине и прямыми рогами, антилопа-мужчина имеет согнутые рога и фаллос. Существует и вид абстрактной чивары. Этот головной убор применяется только в ритуальных танцах и служит напоминанием о Чиваре, человеке-антилопе, который прибыл на землю, чтобы научить людей возделывать землю и сажать злаки. Сегодня с Чиварой связана обширная мифология и множество церемоний у бамбара.



Этот шлем воина народов нага изготовлен из козьей шерсти, бычьих рогов и клыков вепря.



Этот вид головного убора типа шлема с подвесками и нашитой позади материей широко распространен среди кочевников Центральной Азии - от Туркмении до Палестины. Племена туркоманов, туркменов, узбеков, кашкайцев и арабских бедуинов изготавливают их для невесты к свадебной церемонии (в Туркмении он называется хасаба), и, чем богаче семья, тем дороже должны быть украшения на ее шлеме: огромные камни ляписа на позатылье, серебряные монеты весом в полкило и массивный железный (а нередко серебряный) наконечник делают ношение такой "фаты" настоящим испытанием для невесты.



Еще один необычный вид тростниковой шляпы, украшающей миллионы голов местных жителей в Юго-Восточной Азии. Эту шляпу делают в провинции Аракан на западе Бирмы. Сделанная из стеблей прибрежного тростника, шляпа проложена снизу плотной водонепроницаемой материей - а синтетический пумпон сверху, конечно, делается для красоты.



Мандухай - имя монгольской ханши 15-16 веков, оставшейся весьма популярной в памяти своего народа. Но подобные уборы носили еще в 13 веке аристократки китайской династии Юань, происходящей из Монголии. Представленный здесь головной убор назван так скорее символически и представляет собой свадебный или праздничный предмет костюма молодых женщин: он сделан из твердого картона, обшитого сверху черным бархатом, по которому пущена кайма из бисерных ниток с имитацией жемчужин посредине. Вряд ли такой простенький материал пришелся бы по душе царице, но нынешние монгольские красавицы таким фасоном вполне довольны.



Данный головной убор распространен как у монголов, так и у бурят (где он называется шобогор): островерхую шапку с вертикальной строчкой стеганой тульи считали головным убором лам и принявших обет святости старушек (шабганса). Такая шапка была обязательной для мальчика с пятилетнего возраста, если его собирались отдавать в дацан. Подобные шапки встречались у бурят Селенгинского, Джидинского и Кяхтинского районов Забайкалья, где были расселены сартулы и другие выходцы из Монголии, а также у тюркоязычных народов Саяно-Алтая - тувинцев, алтайцев. Шапки носили все: и мужчины и женщины и дети. Обязательное украшение островерхих шапок - навершия: залаа (кисточки из красных шелковых ниток), жэншэ (узел из красного шелкового шнура), дэнзэ (металлическое навершие). В Казахстане аналогичный убор называют саукеле.



С калпаком или колпаком знакомы еще древнерусские летописи: уже в Средние века этот головной убор с высокой, суживающейся кверху, иногда остроконечной тульей считался атрибутом высокого социального положения у тюркских кочевников, бытовавших в южнорусских и поволжских степях. На Руси его также называли клобуком. Сегодня калпак остается головным убором казахов, киргизов, каракалпаков и (реже) узбеков Центральной Азии: его основным материалом является войлок, более дорогие праздничные разновидности подкладываются бархатом. Киргизская разновидность калпака обязательно имеет черную подкладку, образующую отворот, и черный же вышитый узор по тулье. А вот название "ак-калпак" переводится просто как "белый калпак".



Пакол, пакуль, паккуль или читарли - этот головной убор из верблюжьей шерсти называют по-разному. Его носят пуштуны - представители крупнейшего этноса Афганистана. Несмотря на то, что пакол напоминает берет, у него есть важная особенность: нижняя часть "разматывается", позволяя спящему человеку предохранить лицо и шею от резкого света, холода или сквозняков. Широкая известность к этому головному убору пришла в 1980-ые годы, во времена войны моджахедов против советских войск - он навсегда запомнится как любимый убор Ахмад-шаха Масуда. Еще раньше пакол получил большую популярность среди пуштунских племен в начале 20 века в значительной мере из-за громоздкости тюрбанов.



Высокая стеганая шапка цилиндрической формы с загнутыми вверх полями сбоку и сзади служит прекрасной защитой женской головы от зимних холодов в гималайской области Ладакх, на высоте 3500 метров над уровнем моря. Ее носят ладакхи - народ тибетского происхождения, исповедующий буддизм. Такая шапка обычно имеет минимум украшений и служит убором на каждый день для жителей сельской местности, однако ее можно часто увидеть и в городках. При этом вторым неизменным компонентом костюма женщины является гонча - длинное платье из толстой шерстяной ткани с плиссированной юбкой.



Этот войлочный головной убор любопытной формы был обнаружен автором коллекции на одном из развалов на старом рынке Стамбула. Продавец затруднился назвать его происхождение, однако, судя по серебряным монетам первых лет советской России, нашитым на его передней части (20 копеек РСФСР 1922-23 годов), шапку можно отнести к центральной Азии - вероятно, территории Туркмении или Узбекистана, и времени 20-30-ых годов XX века. Разноцветный узор в нижней части убора вышит шерстяными нитями, подвески завершаются разноцветными птичьими перьями.



Великолепная по своей красоте и золотой вышивке традиционная шапочка народа синдхи, проживающего в Индии и Пакистане. В ее этнической принадлежности сомневаться не приходится: своеобразный вырез, открывающий лоб, является характерной особенностью синдхи-топи, который сами синдхи очень гордятся (в Пакистане отменяется даже праздник шапочки топи). Синдхи-топи принято дарить дорогим гостям. Этот убор заимствован также другими народами Афганистана и Пакистана - в основном белуджами и сераики.



Народ нага, живущий на границе Индии и Бирмы на южных отрогах Гималай, находится на одной из самых низких ступеней развития в Азии. Еще в начале 20 века они занимались охотой за головами и были знамениты кровопролитными межплеменными войнами. Военные ритуалы и сейчас играют огромную роль у нага: и традиционный мужской костюм почти всегда представляет собой костюм воина. Это относится и к представленному шлему, сделанному из расположенных вертикально реберных костей буйвола, скрепленных сверху и снизу обручами из прочных веревок. Сверху спадают несколько хвостов из конского волоса. Интерес представляют и вырезанные на каждой кости изображения человеческих лиц - по-видимому, это духи предков, предохраняющие воина в бою или на охоте.



Сикке или кюла сегодня чаще всего надевают знаменитые крутящиеся дервиши из мусульманского ордена Суфи. Делается эта высокая шапка из верблюжьей шерсти, и сами последователи великого Мевланы Руми говорят, что она символизирует собой камень на могиле собственного эго. Однако реальным прототипом суфийского сикке, скорее всего, являются шапки крестьян Анатолии. Шерсть здесь является вполне обычным материалом для изготовления прочных, защищающих от солнца и мороза головных уборов, а по форме сикке очень напоминает ливанскую лаббаде.



Один из самых закрытых и труднодоступных штатов Бирмы - штат Чин - населен народом, до сих пор сохраняющим во многом свою уникальную, почти первобытную культуру. Здесь еще можно встретить женщин, лица которых полностью татуированы. Каждое из полутора десятков племен чинов имеет свою вариацию костюма. Женщины племени захаунг носят на голове вот этот своеобразный обруч, связанный из твердых стеблей тростника, в который по всему периметру воткнуты стремящиеся вверх длинные иглы дикобраза. К передней части обруча прикреплен горизонтальный металлический стержень, на котором держатся многочисленные подвески из ракушек, свисающие по обеим сторонам лица. Подобный сложный головной убор, конечно, является церемониальным.



Головной убор, сплетенный из твердого тростника, является обязательной принадлежностью воинов племени раванг, относящего к народу качинов, проживающих в северных провинциях Бирмы. Он представляет собой подобие шляпы с низкой округлой тульей и загнутыми вверх неширокими полями. В нижней части от сгиба полей вниз идет также небольшая планка, к которой с четырех стороны прикрепляются кабаньи бивни - символ мужественности владельца головного убора. Перед шляпы обозначен самыми крупными бивнями - таким образом, на один головной убор уходит 5 кабанов. Разумеется, воин должен убить их собственноручно.



Порак - праздничный головной убор, украшенный необработанным лазуритом, который носили жительницы Северной Индии.



Туркменские тюбетейки (здесь их называют тахья) бывают самых разных форм и разновидностей, в зависимости от эпохи изготовления, области проживания, возраста и пола владельца. С тахьей связаны многочисленные брачные обряды, ее надевали на голову младенцу, а снимали уже с головы усопшего старого аксакала. Даже папаха (туркменский телпек) носилась поверх тахьи. Однако такие высокие головные уборы сейчас можно встретить, пожалуй, только в музеях да антикварных магазинах. Сделанная из прочной хлопчатой материи, тахья искусно вручную вышита разноцветной шелковой нитью по всей тулье, а верх изготовлен из синего атласа. Носили ее, по всей видимости, незамужние девушки, которым высота убора придавала стройности. Ну, а после свадьбы тахью передавали младшей сестре или дочери.



Непропорционально высокая соломенная шляпа является традиционным головным убором бедуинских пастушек Хадрамаута, региона в южном Йемене. С головы до пят одетые в черное, с закрытыми лицами и прорезями для глаз, в своих остроконечных шляпах эти женщины напоминают привидения, и их боятся сами жители Хадрамаута - хадрами, не говоря уже о приезжих из центрального Йемена. Существует два вида мадаллы - остроконечный принят в долине Вади Доан, а вариант со сглаженной, еще более высокой тульей - в соседней долине реки Хадрамаут.



Редкостный и дорогой головной убор из гималайской области Ладакх (Индия) являлся, по-видимому, церемониальным убором (короной) одного из племенных князей. Он представляет собой отрезок кожи в виде трехлучевой звезды, два луча которых сшиты между собой на затылке, а третий - наиболее длинный - охватывает голову и спускается назад. Убор расшит более чем 70 крупными камнями бирюзы и других самоцветов, серебряная пряжка в области лба выложена лазуритом. В задней части находится еще одно серебряное украшение. Участок длинного заднего "луча" расшит деревянным бисером. Вес такого убора составляет более 4 кг.



Одно из самых тонких изделий йеменских ювелиров - боусани. Строго говоря, боусани - не головной убор, а лишь один из его элементов, налобное украшение, представляющее собой плотный жгут ткани с нашитой бахромой из сорока серебряных подвесок, скрученных в коническую форму, с бубенцами на концах. Удивительная кружевная работа почти всегда именная - на оригинальных боусани с обратной стороны стоит клеймо мастера. Даже носимое под шалью, боусани всегда выглядит ярко - хотя сегодня его можно увидеть на женщинах Йемена все реже.



Как только в семье мяо в провинции Гуанси южного Китая рождается девочка, родители немедленно начинают копить деньги на ее свадебный наряд - и в особенности на серебряный головной убор, украшенный длиннохвостой птицей. Такая шапка могла весить до десяти килограммов, и лишь изобретение алюминиевых имитаций позволяет сегодняшним хмонг избежать разорения. Именно такая имитация и представлена в коллекции: ее можно увидеть во время церемоний и традиционных танцев девушек мяо, на свадьбах и религиозных праздниках. Но замужним женщинам носить такой убор запрещено.



Это еще не головной убор, а всего лишь его часть. На свадьбу девушки народности пан-яо, проживающей в округе Концзян китайской провинции Гуйчжоу, готовится поистине гигантское головное украшение. Этот головной убор представляет собой кожаный цилиндр, плоское дно которого сильно выдается за его пределы и украшено бахромой из крупного бисера. С боков это дно разрастается в подобие двух крыльев, который в закрученном наверх виде образуют нечто, напоминающее два расходящихся в сторону рога - по-видимому, эти рога имеют символическое значение. Сверху на такой убор прикреплялись дополнительные высокие деревянные дощечки, а сзади добавлялось покрывало, закрывавшее шею и плечи невесты.



Дзао-дайбан относятся к так называемым красным дзао - подгруппе большого народа, населяющего районы Южного Китая, северного Вьетнама, Лаоса, Таиланда. Повязки такого рода, выполненные из простой черной материи часто встречаются во вьетнамской провинции Лаокай. Однако этот случай особый: повязка представляет собой множество сшитых воедино лоскутов, вышита мелкими узорами. Длина этой узкой ленты, многократно обвиваемой вокруг головы - 180 см, а бывают такого рода уборы и до трех метров длиной. Их, конечно, девушки дзао надевают только на свадьбу.



Одна из подгрупп народа дзао (называемых также мьен или яо) носит наименование "монетные" благодаря нашиваемым на одежду и головные уборы многочисленных монет или их имитаций. Дзао считаются в северном Индокитае высокоразвитым народом: у них есть своя иероглифическая письменность, своя система религиозных верований и великолепные иконы, которые высоко ценятся на городских рынках. По количеству серебряных украшений на одежде дзао тоже нет равных, хотя в последние десятилетия женщины все чаще продают свои традиционные наряды и изготавливают новые - но уже из недорогих белых металлов. Таков и этот головной убор: по традиции он изготавливался из длинных сплетенных кос его владелицы, которые украшало сверху серебряное украшение, напоминающее антенну. Две спицы, которыми этот своеобразный убор крепился к прическе, также были серебряными. Сегодня в городе Сапа на головах монетных дзао можно видеть лишь копии такого убора из растительных волокон и алюминия.



Небольшую подгруппу народа дзао под названием Dao Son Dau можно повидать в провинции Енбай северного Вьетнама. Дзао-сон-дау называют еще "дзао с подпоясанными штанами", а шапка их костюма представляет собой удивительное явление, потому что сделана она из женских волос. Волосы так ладно спрессованы и сшиты, что головной убор совсем не распадается. С боков он обшит обручем из серебряных кружков, а сверху к основанию прикреплено круглое серебряное украшение в виде круга с десятилучевой звездой посредине. Получившееся произведение искусства крепится к прическе с помощью серебряной спицы, на которую нанесен своеобразный орнамент. Такие уборы сейчас встречаются лишь в самых отдаленных высокогорных деревнях, где дзао выращивают рис и чай на террасных полях.



Костюм каждой из народностей северного Вьетнама различается не только фасоном одежды, но и композицией цветов геометрических узоров. Народ нунг таи-кадайского происхождения проживает в нескольких провинциях Вьетнама, нунг родственны китайским чжуанам и вьетнамским таи. Они знамениты своей одеждой расцветки индиго, в которой в 1941 из ссылки во Вьетнам вернулся народный вождь Хо Ши Мин. Данный убор является свадебной накидкой и в длину достигает почти полутора метров.



Название этой группы народа дзао - Dao Huan Chet - буквально переводится с вьетнамского как "дзао в узких штанах". Они проживают в провинциях Хоабинь и Тханьхоа на севере страны, и, как и все народности Вьетнама, выделяются особым, неповторимым костюмом. Платок, представленный здесь, является праздничным головным убором девушек и незамужних женщин. Он сделан из шерсти, прострочен белыми нитями и украшен красными и белыми шелковыми пумпонами, а также длинными подвесками из бисера, спускающимися на плечи девушки.





Женский головной убор народности черных таи (таи-кадайская семья языков), проживающей небольшими группами в северном Вьетнаме, представляет собой отрез шерстяной ткани длиной около 120 см, вытканной синими и красными прямоугольниками. Верхняя часть, которая крепится к голове невесты, украшена бисером и серебряными подвесками, а также узором из ромбов. Этот вид свадебного убора довольно распространен в горах северного Индокитая, но каждая народность имеет свои узоры и свою расцветку платка. Ведь каждый узор - это символ, о котором пожилые жители горных деревень еще многое могут рассказать.



Этот церемониальный головной убор воина племени дани был куплен в центральной части Западного Папуа. Он представляет собой обруч, сделанный из тростника и сшитый растительными веревками. В передней части к обручу прикреплено искусно выделанное чучело одного из видов райской птицы. Помимо такого восхитительного убранства, никаких других украшений головному убору просто не требуется. Сзади на обруче имеются завязки, позволяющие менять размер головного убора. Помимо небольшого народа дани, схожие шапки носят и другие народности острова Новая Гвинея.



Такие шляпы, больше похожие на скульптурные композиции и достигающие в высоту 50-60 см, до сих пор являются частью национального костюма жителей самого южного из обитаемых островов Индонезии - Роте (Роти), лежащего неподалеку от Тимора. Мужчины плетут их из молодых листьев пальмы лонтар. Считается, что любопытный дизайн ти-и-лангга навеян шляпами с пером, в которых щеголяли португальские мореплаватели - первые европейцы, посетившие Роте в начале 16 века. Их в основном интересовали специи, и хотя Роте, в отличие от соседнего Тимора, небогат ими, остров попал под сильное португальское влияние, ощутимое и по сей день.



В самом центре Республики Индонезия до сих пор существует настоящая, формально независимая монархия. Это Джокьякарта, султан которой одновременно является и наследственным губернатором своей провинции. Когда-то султан Хаменгкобувоно выступил против голландских колонизаторов, оказав помощь революционному генералу Сукарно, и в благодарность ему позволили и дальше править своей вотчиной, жить во дворце и даже содержать личную гвардию. В султанате в ходу и особые национальные костюмы, частью которых является блангкон - шапочка из аккуратно переплетенных отрезов батика, плотно облегающая голову крест-накрест. В нижней части затылка материю собирают в своеобразный узел, символизирующий престиж владельца блангкона. Именно такие шапки носят сегодня местные аристократы и рыцари охраны султанского дворца.



Название и этническую принадлежность этого головного убора одного из народов Афганистана пока определить не удалось.



Любопытный головной убор неизвестного происхождения, известно лишь, что он происходит с острова Суматра. А ведь шлем интересен прежде всего тем, что изготовлен он из длинного животного волоса - по всей вероятности, конского, - путем плетения тонкой и прочной сетки. Свободный концы нитей, закрепленных в сетке, заворачиваются вверх, придавая шлему завершенный вид. Именно из-за своей прочности и воинственного внешнего вида шапка напоминает военный шлем. Известно, что конская шерсть используется в украшении головных уборов батаков - одного из наиболее любопытных народов Суматры.



Этот небольшой головной убор держится на голове только с помощью булавок. На небольшом острове Муху у западного побережья Эстонии, площадь которого составляет всего 200 кв. км, этот убор считается праздничным, в повседневной же жизни эстонки здесь носили связанные на спицах шерстяные длинные колпаки с кистью туттьмютс. Традиционный цвет для тану острова Муху - оранжевый, однако в начале 20 века здешние крестьяне подобрали множество плавучих мин, неразорвавшихся в годы Первой мировой, и использовали находящийся там пироксилин для изготовления новой, ярко-желтой краски, которая и стала на некоторое время цветом традиционного костюма эстонских крестьянок.



Село Тарнога одноименного района Вологодской области, 19 век. Донце и задник из шелка, очелье из шерстяной ткани с ручной вышивкой парчовой нитью растительно-цветочного орнамента. Этот вид головного убора замужней женщины близок распространенным на Руси сборнику и повойнику - по сути, это разные названия одного и того же типа шапочки, под которую убирались женские волосы. Характерной особенностью борушки было широкое очелье и конусообразное возвышение над теменем, заложенное спереди вертикальными плотными валиками-борами. Выдающаяся вперед лобовая часть донца борушки характерна для Севера европейской России и помогала сохранить форму убора в случае, если на него сверху надевался плат. На затылке делался разрез, в которых вставлялся шнурок - с его помощью волосы можно было стянуть по размеру.



Пинежский район Архангельской области. Картонная основа, изнутри обшивка хлопчатобумажной тканью, снаружи парчовая ткань тремя отрезами. Северный, наиболее шикарный вариант девичьей повязки, распространенной по всей Руси. В высоту коруна достигала 40 сантиметров, сзади сшивалась и выглядела расходящимся кверху усеченным конусом. Обычно она богато украшалась подвесками, однако могла надеваться и без подвесок. Другим названием для коруны является головодец.



Этот экземпляр - современного изготовления, однако сделан в строгом соответствии со стилистикой и материалами, использованными еще в 19 веке. Повойник - головной убор замужней женщины, без которого ей фактически запрещалось выходить из дома - в данном случае относится к Зарайскому району Московской области. Обе его части выполнены из алого бархата, расшиты золотой парчовой нитью и стеклярусом, к задней части прикреплен позатыльник из нескольких сшитых лент искусственного шелка. Сверху на повойник мог надеваться платок. Когда-то такие головные уборы жили по нескольку столетий: истлевшая ткань заменялась, а новые элементы нашивались заново новыми поколениями.



Сеченовский район Нижегородской области, 19 век. Состоит из слегка выпуклого донышка, переходящего в затылочную часть и полностью декорированного золотным шитьем с растительным орнаментом, а также очелья, изготовленного из широкой тканой позументной ленты, заложенной в складочки и защипы. Изнутри кокошник продублирован жестким льняным холстом. По-видимому, этот кокошник принадлежал богатой купчихе или дворянке, основная масса селянок даже в праздники надевала кокошники из менее дорогих материалов - бархата или шелка. В старину на Руси кокошник считался едва ли не основной ценностью в составе девичьего приданого. Так, с 17 века сохранились записи о кокошниках "жемчужных с каменьями" или "шитых золотом". Безусловно, такие ценные уборы чинились и латались, чтобы быть переданными следующим поколениям.



Головной убор народности луговых марийцев, носимый только замужними женщинами, называется ошпу. Этнографы отмечают родство этого названия с именами уборов других народов Поволжья и Приуралья - хушпу чувашей, кашпу бесермян, кашмау башкир. Этот экземпляр относится к началу 19 века, однако монеты продолжали дошивать к нему и позже - на кашпу при тщательном рассмотрении оказались двугривенные и пятиалтынные от 1811 до 1916 годов. Характерными являются и круглые зеркальца, прикрепляемые к верхней части ошпу и обрамленные легким ковким металлом.



Данный вид венца (по-латышски вайнаг) относится к юго-западной части Латвии, область Курземе, районы Ница и Барта. Его особенностями являются наличия крупных стеклянных украшений, богатой вышивки, обилие стекляруса и золотого позумента. Такие головные уборы делали в Латвии еще в середине 20 века, так что традиция их изготовления не успела пресечься. Естественно, вайнаг имели право носить только незамужние девушки - замужем было строго воспрещено открывать свои волосы на публике.





Кикой или кичкой называется старинный русский головной убор, известный еще с 14 века, восходящий, по-видимому, еще к тотемному убору с двумя рогами. Рогатые кички встречались в народных костюмах центра и юга Руси еще в 19 столетии, но большее распространение получили кички "лопатообразные". С рогатыми кичками долго боролась православная церковь, считая их языческими символами, так что возник обычай покрывать рога шапочкой (ее называли сорокой), в результате чего и создавалась такая своеобразная форма головного убора. Для того, чтобы убор не терял своей формы, между верхними углами "лопаты" вставлена деревянная распорка.



Луговые марийцы, 19 век. Холст, ручная вышивка, в нижней части позатыльня атлас, по краям вышивка шелком, украшен сделанными вручную пуговицами, паетками. Шимакш, пожалуй, был наиболее самобытным головным убором мариек. Он представлял собой продолговатый кусок холста, углы которого на одной из узких сторон были скреплены и составляли треугольник, который, образуя колпачок, надевался на голову. Все поле холста вышивали нитью или шелком, а нижний край шимакша, спускавшийся на спину, обшивали иногда бахромой из шерсти. Шимакш укреплялся на голове при помощи берестяного колпачка, который в свою очередь надевали на скрученный пучок волос. Луговые марийки носили шимакш на темени, а восточные надевали его почти на лоб. Шимакш покрывали холщовым платком или косынкой ("пылышмовичем").



В Колке на юге Перу расположен самый глубокий в мире каньон, превышающий в глубину (4160 м) американский Гранд-Каньон почти в два раза. Здешние индейцы кечуа предпочитают носить шляпы, которые мы в России называет просто панамами. Однако в отличие от наших пляжных дамочек, женщины в Колке тратят по нескольку месяцев, вышивая свои панамы многочисленными и разноцветными узорами по всей поверхности. Панаму обычно носят с опущенными вниз полями, однако для элегантности сзади их можно загнуть кверху, освобождая пышную косу.



Слово "чульо" происходит из языка индейцев аймара, испокон веков живущих в высокогорных Андах на юге Перу и в Боливии. Чульо сделано для защиты от морозов, которые здесь в летнее время бывают нешуточными: для этого же сделаны и наушники, переходящие в завязки. Ну, а многочисленные бисерные украшения и пумпоны, конечно, сделаны для красоты. В таких чульо ходят мужчины по всему региону Куско. Ходил в нем, быть может, и сам великий Инка?



Район Питумарка в провинции Канчис региона Куско на юге Перу населяют 8000 человек. Здешняя разновидность женского монтеро имеет характерный серебряный крест и небольшую красно-желтую бахрому. Кечуа не видят разницы между повседневным и церемониальным костюмом - здешние женщины носят свои красивые монтеро каждый день.



Именно в Ракчи, в провинции Канчис на юге Перу, находится одна из главных святынь древних инков - огромный храм Виракоча. Собственно, название это символическое, ведь никто не знает, когда и в честь кого был построен инками этот грандиозный комплекс из банко. Однако здесь по сей день сохранились обширные склады для зерна и даже выложенная камнем дорога, ведущая в Куско, столицу великого Инки. Женщины в Ракчи делают свои монтеро из шерсти, выкрашенной в ярко-желтый цвет, с многоцветным узором тесьмой и вышивкой. Крест, форму которого можно видеть на шляпе - вероятно, христианского происхождения.



Шляпа из бананового листа распространена не только на Кубе (откуда доставлен данный экземпляр), но и на других Антильских островах, включая Гаити и Пуэрто-Рико. Эти сомбреро восходят к головным уборам рабочих на банановых плантациях: они легки, удобны, пропускают воздух, но не свет, и, в отличие от мексиканских широкополых шляп, не задевают полями за стены окрестных строений. В настоящее время такие шляпы в обиходе в основном в сельской местности.



Удивительный пример того, как головной убор дал название целой области. На крайнем западе французской Бретани живут люди, костюмы и обычаи которых уже несколько веков привлекают внимание ученых и художников, но бигуден стал настоящим символом кельтской самобытности здешних жителей. Когда-то этот шнурованный чепец из белой кружевной ткани едва возвышался над головой, но в 20 веке среди бретонок началось натуральное соревнование за высоту бигудена, и уже к 1940-м годам он достигал в высоту 40 см, как и экземпляр в этой коллекции. Бигуден - сложный головной убор, состоящий из четырех элементов: черной бархатной шапочки на затылок, собственно цилиндрического чепца, его задней части, присоединяемой отдельно, и длинных кружевных лент, спускающихся иногда до самого пояса. Вот в таком уборе женщине не стыдно появиться в Стране Бигуден.



Такие головные уборы входят в состав национального костюма во французской Бретани. Он состоит из трех частей, скрепленных булавками. Круглая голубая шапочка надевается на голову, к ней прикрепляются две прямоугольных кружевных полоски, а сверху вниз по затылку спускаются атласные голубые ленты. Помимо лент, все компоненты такого головного убора настолько сильно накрахмалены, что на ощупь кажутся пластмассовыми. Когда зародился этот убор, точно неизвестно, однако уже в середине 19 века его изображал на своих полотнах французский художник Лалесс.



Эта интересная шляпа относится ко второй половине XIX века и произведена в мастерской города Кемпер во французской области Бретань. Она в точности характеризует отличительные особенности традиционного бретонского головного убора: черный бархат, квадратная серебряная пряжка сзади и закрепленные с ее помощью атласные шелковые ленты, элегантно свисающие на спину. Сейчас такие шляпы, пожалуй, можно увидеть лишь на городских праздниках, но еще несколько десятилетий назад и горожане, и крестьяне не появлялись на рынках без своих черных шляп.



Этот крестьянский колпак дал название знаменитому на всю Португалию празднику в городе Алкошете, проходящему всю вторую неделю августа. Здесь пьют вино, гарцуют на лошадях и устраивают шумные корриды, где настоящие мужчины в зеленых колпаках соревнуются в ловкости. Он является традиционным убором для долины реки Тежу в северной части страны и обычно с гордостью противопоставляется шляпе - убору городского населения Португалии. Баррете вяжется, как чулок, из свободной шерсти, имеет широкий отворот красного цвета и обязательный зеленый помпон. На побережье Португалии, чуть севернее, распространен схожий убор черного цвета - баррете прето.



Влахами называет себя подгруппа цыганского происхождения, проживающая сейчас в восточной части Чехии и отчасти также Словакии и Венгрии. Их появление здесь датируется еще 12-14 веками, и с тех пор быт влахов мало изменился. Лишь с 50-х годов 20 столетия влахи были насильно лишены возможности вести кочевой образ жизни и осели на моравских землях, сохранив свои обычаи, особый диалект цыганского языка и костюм, из которого и заимствована эта высокая фетровая шляпа. Лента, облегающая основание тульи и спадающая с задней части полей, вышита вручную шелковой нитью.



Тихое венгерское Холлоке стало первой в мире деревней, помещенной в Список всемирного наследия ЮНЕСКО: настолько бережно сохраняется здесь старый крестьянский быт. Большинство домов здесь глинобитные, а жители по сей день занимаются своими древними промыслами и ремеслами, одно из которых - изготовление своеобразных национальных костюмов. Этот головной убор состоит и трех элементов: плотной белой шапочки, облегающей голову, ленты, украшающей ее сверху, и платка удивительной угловатой формы, надеваемого на лоб и покрывающего всю голову до затылка, завершаясь цветастыми лентами.



Своеобразная шляпа с четырьмя выдающимися углами - кракуска - является неотъемлемой частью национального костюма жителей польского Кракова и прилегающих областей. Город имеет яркую самобытную историю, успев побыть и столицей средневековой Польши, и в составе Австрии, и даже независимым государством. Это, конечно, не могло не отразиться на своеобразии костюма. Краковчане заслуженно гордятся, что именно кракуска стала прообразом знаменитой конфедератки - четырехугольной фуражки польской армии по сей день. Хотя, конечно, с каракулевым околышем и элегантным павлиньим пером солдатам пришлось расстаться.

Конечно, все эти головные уборы смотрелись бы гораздо лучше хотя бы на манекенах, но все равно, у организаторов получилась очень интересная, хоть и небольшая выставка. К тому же вход на нее был совершенно бесплатным, что в наше время большая редкость. Мне хочется выразить персональную благодарность Кириллу Бабаеву за расширение кругозора.

Сегодня расширяем наш модный словарь и поговорим про названия головных уборов.
Знаете для чего нам это нужно?
Для того, чтобы сократить время на поиски информации в интернете и облегчить интернет шоппинг!

Бандана (bandana) — треугольный или квадратный платок, который носят чаще всего на голове или шее.

Бейсбольная кепка/бейсболка (baseball cap) — мягкая шапочка с жесткими краями и козырьком, сзади кепки имеется регулятор ширины, с помощью которого ее можно подогнать под голову владельца.

Кепка дальнобойщика (Trucker cap) — похожа на бейсбольную кепку, но с более удлиненным и изогнутым козырьком и вместо задней части у такой кепки обычно вместо ткани — сетка.


Берет (beret) — мягкая круглая шапочка, чаще всего вязаная, встречаются варианты из прессованной шерсти. Может иметь декоративные элементы.

Бини (beanie)/Вязаная шерстяная шапка (tuque) — это традиционные вязаные из шерсти шапочки, в виде плотно прилегающих к голове вязаных труб, с сужающимися закрытыми кончиками. Одна половина этой трубы вкладывается в другую, таким образом эта шапка получается двухслойной. На конце они украшаются кисточкой или помпоном.

Перуанская шапка (peruvian Hat) — вязаная шапка из шерсти ламы или альпаки с деталями, прикрывающими уши, на завязках. Часто выполнена с помпоном. Обычно с красивым вязаным орнаментом.

Шапка с помпоном (bobble hat) — вязаная шапочка, заканчивающаяся помпоном.

Шляпа-корзина (bucket hat/grevi hat) — мягкая летняя шляпа с полями, опущенными вниз. Обычно шьётся из плотных тканей: хлопка или денима. В России шляпу-ведро обычно называют панамой.

Бретонская кепка (Breton cap/fisherman´s hat) — вид фуражки из шерсти с мягким околышком. В России бретонская кепка известна под названием «картуз». В интернет-магазинах ее чаще можно найти по названию fisherman´s hat, т.к. она она похожа на головной убор, который носят капитаны яхт и рыболовецких судов.

Пилотка (garrison cap) — небольшая лёгкая шапочка, сплюснутая по бокам.

Плоская кепка (flat cap) — округлая шапка с небольшим козырьком спереди.

Тюрбан (turban) — это собирательное название головных уборов, выглядящих как длинная полоса ткани, наматываемая на голову. В наши дни тюрбанами называют и шапки, имитирующие настоящий тюрбан.

Ушанка (ushanka) — шапка из меха или овчины со слегка сужающимися или прямыми полями и плоской круглой тульей с клапанами по бокам (их можно либо завязать на макушке подняв их (если не очень холодно), либо опустить и завязать под подбородком, закрывая уши (если холодно)). Ушанки предназначены для защиты от холода.


Кубанка (Flat round Fur Hat) — меховая шапка в виде трубы, имеющая плоский верх.

Клош (cloche hat) — шляпка в форме цветка колокольчика с полусферической тульей и опущенными полями.


Трильби (trilby) — мягкая фетровая шляпа с характерной длинной складкой по всему верху и вмятиной впереди. У основания тульи, как правило, трильби перехватываются узкими шляпными лентами.

Федора (fedora) – мягкая фетровая шляпа, один раз обвитая лентой. Отличительной ее чертой являются три вмятины на тулье.

Хомбург (Homburg) — фетровая шляпа с загнутыми вверх полями и тульей в виде усеченного конуса (часто со складкой сверху), декорированная широкой лентой по тулье.

Шляпа-котелок (bowler Hat) — фетровая мужская шляпа полусферической формы, с небольшими загнутыми вверх полями.

Цилиндр (top hat/topper) — цилиндрическая мужская шляпа с плоским верхом. Как правило, в средине она уже, чем сверху и снизу, у нее жесткие узкие поля, загнутые по бокам.

Шляпка-таблетка (pillbox hat) — небольшая шляпка без полей, с цилиндрической тульей; часто совсем плоская, с небольшим желобком, опоясывающем центр тульи. Иногда декорируется вуалеткой.

Канотье (boater) — жёсткая соломенная шляпа с цилиндрической тульей и прямыми полями, часто декорируется лентой.

Шляпа-поркпай (pork pie hat) — шляпа с цилиндрической тульей, имеющей небольшое углубление сверху, и достаточно широкими полями, по форме напоминающая канотье. Часто декорируется лентой по тулье.

Сомбреро (Sombrero) — соломенная или войлочная шляпа с высокой конической тульей и очень широкими, часто загнутыми по краям полями.

Панама (Panama) — лёгкая летняя шляпа с мягкими полями, часто декорируется контрастной лентой по тулье. Чаще всего изготавливается из соломы. В России, собственно панаму, т.е. летний головной убор с широким полями и высокой тульей, принято называть шляпой, а панамами чаще всего называют все детские летние мягкие головные уборы и bucket-hat.

Капюшон (hood) — мягкий головной убор, крепящийся к одежде.

Кепи (Kepi) — разновидность кепки с плоской круглой тульей и небольшим козырьком.

Понравилось и было полезно?

С уважением, Галина Галышина Ваш Имиджмейкер

Будьте неповторимы и очаровательны!

Попали на страницу случайно? И не подписаны на рассылку проекта «Больше чем стиль», регистрируйтесь по ссылке ниже и получите подарок!

Головные уборы впервые среди мужчин стали практиковаться еще в Древних эпохах, есть изображения со шляпами и другими схожими изделиями на изображениях фараонов. С течением времени и для мужчин видоизменялись, но есть те модели, которые остаются в глубоком почете уже несколько столетий. Это национальные головные уборы разных стран и народов, которые являются реликвией и традицией нации.

Такого рода головные уборы сегодня носятся редко, но не подвергаются изменениям и модным тенденциям, сохраняя первозданный вид. Дизайнеры и стилисты славянские, восточные, западные и другие национальные головные уборы относят к разряду специфичных мужских шапок и шляп. Но есть страны и народы, которые до сегодняшнего дня укрывают голову традиционным убором, при этом, не выделяясь из толпы.

Каждый народ имеет свои ценности, традиции и обычаи, которые касаются поведения человека, исторически сложившихся фактов и религии, внешнего вида и предметов одежды. То же самое можно сказать о головных уборах, которые сегодня не утратили своей актуальности, а напротив, призывают воскрешать дух патриотизма. Если рассмотреть особенности национальных уборов для мужчин, можно понять, насколько богат духовно каждый народ.

Казахский

Самый популярный по всему миру, пожалуй, это казахский головной убор мужчин, который представлен в двух вариантах — борик и малахай, но сегодня малахай стал монгольским национальным предметом одежды. Борик изготавливали для молодых мужчин из 4 клиновидных отрезков, а для взрослых солидных мужчин — из 6. Внутри казахский мужской головной убор борик выполнялся из войлока, а снаружи обшивался дорогими тканями, главное чтобы количество фрагментов снаружи и изнутри совпадало.

Монгольский

Малахай — мужская шапка монголка, возникшая еще со времен нашествий монголо-татар. Это было конусообразная шапка в форме колпака из овчины. По краям шапки спускались длинные отвороты, защищая голову мужчин от суровых морозов и холода. После видоизменений меховая монголка стала больше напоминать крестообразную форму, ее стали обшивать мехами куницы, сурка, енота, лисы и других животных, но обязательно ворсом наружу из 4 или 6 кусков. Кроме того монгольский головной убор стал активно носиться и среди казахов после битв и нашествий.

Скандинавский

Киппер — это скандинавская вязаная шапка с ушками, изготавливаемая из шерстяного сукна и натурального меха, а также декорированная камнями и бисером. Носилась шапка скандинавка народом саамы, которые проживали на полуострове северо-запада России. Такой убор изготавливался из синего, красного или черного материала с подкладкой, за основу берету олений мех. Внизу шапки предусмотрена цилиндрическая форма, украшаемая цветной тканью, жемчугом и бисером, переходящая в наушники с завязками.

Казачий

Среди казаков сначала активно носились уборы в виде бурки вильчура и шапки-кабардинки, но после прихода Белой армии стали национальными шапки колчаковки, названные в честь адмирала А. Колчака. Визуально шапка напоминала фасон малахая, изготавливаясь из сукна с тремя отворотами, но к ней приставляли козырек. После того как в битвах одержала победу Красная армия, шапку переименовали в буденовку, оставив ей звание национального головного убора казаков.

Афганский

Национальный афганский головной убор мужчин — это паколь или пуштунка, а именно шапка в цилиндрической форме берета ручной вязки. Состоит берет из 6 и более швов, его диаметр составляет приблизительно 60 см, разматываясь свободно в высоту. Среди афганцев такой берет называется «Khowar». Головной убор отличается практичностью, он отлично защищает от жары, сберегает тепло во время холодов, его легче использовать, чем чалму.

Чеченский

Если рассматривать чеченский национальный головной убор — это папаха, которая популярна по всему миру. При помощи такого головного убора мужчины подчеркивают свою мужественность и силу. Шапка имела конусообразную форму, изготавливалась исключительно из овчины. Для солидных и состоятельных чеченцев папахи шили из шкур бухарских овечек, а для летнего сезона предлагались изделия из войлока.

Турецкий

Турецкий головной убор национального костюма также известен всему миру — это была красная феска. Визуально шапка напоминала колпак цилиндрической формы, изготавливался он из красной шерстяной материи. Снаружи по краю феска перевязывалась золотой или серебряной нитью, голубой или черной шелковой нитью. Название головного убора произошло от города родоначальника — Феса недалеко в Марокко.

Башкирский

Головной башкирский убор из национального костюма — это тюбетейка (тубэтэй), которую много столетий предпочитают носить буряты. Для пожилых мужчин изготавливают изделия из темных тканей, а молодым доступны самые яркие расцветки — красный, зеленый, синий цвет. Основное отличие тюбетейки — наличие вышивки, а также наличие декора из бисера, позумента и кораллов. Шапки изготавливаются из суровых видов меха — медвежий, рысий, лисий и волчий мех.

Армянский

Если рассматривать армянский национальный головной убор — это папаха в виде конуса, дополненная остроконечной красной верхушкой из шелка. Папаха изготавливалась из шерсти, натурального меха и других тканей. Западные армяне предпочитали носить папахи из разноцветной или однотонной шерсти, но с преобладанием красного цвета. Нередко верхушку папахи дополняли скрученным в жгут платком.

Восточный

Восточный головной убор на самом деле может быть представлен в нескольких вариациях, так как к восточным нациям относятся сразу несколько народностей. Это может быть тюбетейка, чалма, феска, и другие восточные шапки и шляпы, которые являются национальной традицией того или иного народа. Но самой распространенной все же считается тюрбан, который обворачивался вокруг головы из легкого полотнища ткани.

Чувашский

Национальный чувашский головной убор для мужской половины общества представлен в летнем и зимнем варианте. Летние шляпы называются ялкас, а именно головной убор из черного или белого войлока. А вот зимние шапки изготавливали из натуральных мехов, сукна и кожи, называя их çĕлĕк.

Украинский

Украинский мужской головной убор был представлен в разных моделях согласно разным эпохам и культурам. Но чаще всего такие шапки предполагали конусообразную, цилиндрическую и округлую форму из овчины, сукна и шерсти. Последняя национальная модель — это кучма, а именно барашковая шапка большой высоты. Также к национальному костюму мужчин относят шапку треух с удлиненными наушниками для зимнего сезона и соломенную шляпу бриль для лета.

Немецкий

Среди немецких мужчин национальным головным убором стала тирольская шляпа из фетра, которая чаще всего изготавливалась из классической зеленой ткани. К шляпе предполагался шнур с петлей, который нужно было обматывать по диаметру тульи. А в качестве декора выступало перо или специально созданная под шляпу метелочка.

Африканский

Для народов Африки, Азии и Аравийского полуострова национальным мужским головным убором стала чалма или тюрбан из шелка или хлопка. Несшитое длинное полотнище ткани обматывали вокруг головы, защищая ее от порывов ветра и солнечных лучей. Классический вариант — черная ткань, а также тысячи вариаций, как заплести чалму. А вот зеленую чалму могут носить только особенные мужчины — прямые потомки Пророка, а также те, кто прошел хадж в Мекку.

Испанский

Для испанцев национальным мужским головным убором стала монтера из велюра или бархата, выполненная в виде небольшой круглой шапочки с рожками. Это была черная ткань, собранная в складки таким образом, чтобы напоминать завитые волосы.

Киргизский

Национальным головным убором для этих мужчин выступала войлочная шапка с плоской тульей из 4 клиньев, отточенная мехом лисы, соболя, овчины. Шапка выполнена в округлой форме колпака с небольшим отворотом, приподнятым вверх. Если на ней изображена вышивка, тогда это женский национальный головной убор Киргизии.

Грузинский

Кавказские головные уборы отличаются своим колоритом, в том числе и модель грузинов — сванка из шерсти. По виду это лаконичный и простой головной убор, сохраняющий тепло в холодную пору года. Практичность сванки заключается в том, что ее можно носить и навыворот. Визуально она выглядит, как округлый купол без отворотов.

Американский

Для мужчин этой национальности национальным убором считается панама, выполненная из картона или хлопка. Но классические первые модели изготавливались из соломы, помещающиеся в карман. Свое начало головной убор берет с Эквадора, а в Латинской Америке представлено несколько разновидностей панамы.

Вьетнамский

Мужской головной убор мужчин этой нации — это соломенная шляпа из шелка, пальмовых волокон и соломы, настоящий символ Азии. Ее округлая форма с острым наконечником вверх и спускающимися вниз краями отлично защищает от солнца, ветра и осадков благодаря наличию шелковых лент.

В каких странах в наше время до сих пор носят национальные головные уборы?

Самый распространенный по всему миру национальный головной убор — это американская панама, которая носится и по сей день представителями обоих полов. Также не утратил своей актуальности национальный киргизский убор для головы — это войлочная шапка. Мексиканцы и по сегодняшний день носят свои шляпы сомбреро, как и вьетнамские трудолюбивые мужчины, проводившие все свое время под лучами солнца. Кавказские мужчины, соблюдающие культурные и религиозные традиции, предпочитают и сегодня носить папаху.

Идет ли Вам сомбреро?

Да Нет

Вывод

Национальные костюмы сегодня являются большой редкостью и чаще всего хранятся в музеях и других культурных учреждениях стран. То же самое можно сказать и о национальных головных уборах всех народов, многие из которых уже утратили свою актуальность или претерпели видоизменения. Но есть и несколько стран, в которых мужчины по-прежнему ежедневно надевают привычный национальный убор, поэтому важно знать все названия и особенности национальных головных уборов.

Мы долго думали, как назвать нашу новую рубрику о том, что носят, едят и делают в московской тусовке, и не придумали ничего лучше, чем… «Тусовка ». В конце концов, коротко и ясно. И сегодня речь пойдет о стиле. Вернее, о вполне конкретном и довольно спорном тренде, который почему-то очень любят все – от скейтеров до самых знаменитых героев стритстайл-фотографий со всех недель моды.

Каждый раз, когда проходишь мимо цирка на Цветном бульваре и встречаешь молодых людей (которых пренебрежительно зовут «цэбэшниками » в честь места обитания ) в подвернутых шапках (тех самых, что прикрывают только макушку ), в голове мелькает мысль: «Видела бы тебя мама! » Но за этими самыми шапками стоит такая история, что, кажется, ради нее можно перетерпеть даже обморожение ушей. Правда, знают ли все эти модники, хипстеры и прочие любители так называемых beanies , откуда мода на них берет свое начало? Сомневаемся.

Ильдар Иксанов (@ildar_iksanov); Глеб Костин (@glebkostin); Жан Рено и Натали Портман в фильме «Леон» (1994)

А вот Ильдар Иксанов , ныне барабанщик группы «Труд » и экс-стилист когда-то топового (и больше не существующего ) магазина мужской одежды Fott в Дмитровском переулке , точно знает ответ на этот вопрос. Еще пару лет назад Ильдар читал лекции о стиле и даже генерировал фразы, которые надолго вошли в лексикон всех «фоттеров » (да, это была отдельная каста людей ), например: «Камо – ласт сизн » («камуфляж уже не в тренде »). Поэтому на его экспертное мнение мы точно можем положиться. Он рассказал нам про эти самые шапки, и, да, здесь тоже есть немного про «камо».

Глеб Костин (@glebkostin); уличные хулиганы, Лондон, ХХ век; кадры с недели мужской моды в Париже, 2017

«Камо »– это сокращенное название камуфляжной расцветки военной одежды (она же – милитари ). «Именно из милитари-эстетики к нам и пришла большая часть вещей современного мужского гардероба, – говорит Ильдар.– И привычная нам вязаная шапка – тоже не исключение, но появилась она еще в Средневековье . А во время Второй мировой войны она была стандартом униформы военно-морского флота США на зиму, и благодаря ей солдатам было удобно (и тепло. – Прим. ред .) носить каску. После этого простая вязаная шапка стала популярна и большего всего ассоциируется с моряками: от простого рядового до легендарного Жака-Ива Кусто ».

Кадр с недели мужской моды в Париже; Брайан Дженнингс; Дмитрий Пантюшин; кадры с недели мужской моды в Париже

Кстати, в честь того самого легендарного океанолога скейтбордист, серфер, путешественник и большой патриот Коля Шуев из приволжских Чебоксар даже основал собственный бренд шапок Kusto , правда, решил не останавливаться на традиционном красном, а выпустил «морячки» (именно так их называют Kusto ) еще и в желтом, зеленом, розовом, сером, голубом и многих других цветах.

«Классическая beanie hat или watch cap - самая популярная модель шапок, - говорит Ильдар, - большим спросом пользуются черный , а еще navy [темно-синий ], olive [оливковый ] (ещё его называют olive drab ) и красный - визитная карточка моряка».

Менеджер детройтского магазина Revive (где, кстати, продается наш Рубчинский ) Брайан Дженнингс говорит, что первыми в США такие шапки начали носить «синие воротнички» – рабочие, занятые физическим трудом (еще одна минутка истории). «Потом были сварщики, механики и торговцы, которые носили их, чтобы волосы не лезли в глаза и не мешали работать, а где-то в 50-х это стало главным трендом среди первокурсников американских университетов».

Американские моряки; кадр с недели мужской моды в Париже, 2017; шапка Kusto; американский солдат; Жак-Ив Кусто.

В столичной тусовке красная «морячка» ассоциируется с соорганизатором клуба мотоциклистов Clevermoto и арт-директором «Энтузиаста » Дмитрием Пантюшиным . Большинство людей, которые сталкиваются с ним в Столешниковом и на его задворках, вообще не знают, как Пантюшин выглядит без своей любимой маленькой шапки.«рваные «Вансы» + объемные штаны, подвязанные шнурком + футболка » . За что они так любят эти шапки, рассказал нам скейтбордист Руслан Малыгин : «Она позволяет скрыть свой срам на голове, – серьезно заявляет Руслан, – и придает первосортному человеку еще больше уверенности, а второсортному – надежду на лучшее». Что это значит, понять, наверное, могут только скейтеры, а мы уверены: мода все-таки берет верх над здравым смыслом. Короче говоря, их носят не потому, что это тепло или функционально, а потому, что это стильно. Правда, один плюс у такого странного тренда все-таки есть – за «бортиком» шапки с подворотом не мнется сигарета (это нам модники рассказали ).

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!