Деревянные башмаки кломпены — символ Голландии. Национальная обувь Голландии. Цок! Стучим по каменным улочкам Национальные башмаки у голландцев название 6 букв

Национальная обувь Голландии все еще популярна, ее можно купить в качестве сувенира. Причем сувениры продаются самого разного характера: миниатюрные копии башмачков, а также нормального размера обувь, которую, впрочем, порой и не стыдно надеть в люди. С трудом можно представить, как раньше улицы Европы полнились мерным стуком деревянных сабо, наполнялись цветным праздником национальных костюмов .

В принципе, нет туриста, который бы не желал приобрести такой уникальный продукт национальной культуры. Первые строчки в истории с упоминанием национальной обуви Голландии из дерева относятся к Средним векам. Во всяком случае, картины, писанные в то период, изображают людей, обутых в такой вид обуви.

Сначала башмачки делались вручную. Но так как их требовалось все больше, пришлось набрать обороты и начать развивать производство. К 18 веку появились специализированные механизмы, которые и ускорили выпуск обуви.

Обувь из Голландии и в Амстердаме — история и распространение, деревянные чудо-башмачки

Деревянная обувь в Голландии в некоторых районах до сих пор изготавливается «по-старинке». Называют их кломпенами. Кстати, аналогом русского выражения «уносить ноги» является нидерландское — «уносить кломпены».

Но все же деревянные башмачки в Голландии сегодня имеют чисто туристическое предназначение. Туристов в страну наезжает множество, и умельцы-башмачники отлично на этом зарабатывают.

Хотя кломпены все еще носятся в отдельных регионах государства. И это довольно удобная обувь, удивительно практичная. В ней можно ходить по гвоздям, стеклу, их можно легко и быстро снять или надеть.

К тому же летом в деревянной обуви совсем не жарко, а зимой фактура будет удерживать тепло. Для большего тепла люди запихивают в обувь солому или бумагу.

Деревянные башмачки в Голландии — вполне оправданное изобретение, не только комфортное, но и красивое.

Уже с начала 19 столетия про обувь из Голландии узнают и соседи. Фабрики растут как грибы, соперничают в качестве произведенного товара и красоте. Только вот 20 век все испортил (Первая мировая, затем кризис тридцатых годов, буржуазная революция в Нидерландах , Вторая мировая война).

После войны вдруг случился стремительный подъем башмачного бизнеса, но рост продлился совсем недолго. Кломпены перестали служить повседневной обувью, и сейчас в стране изготавливается не более трех миллионов пар экзотической обуви, большей частью для заезжих туристов.

Чтобы приобрести обувь в Амстердаме, стоит пройтись по сувенирным магазинам. Для производства обуви сначала добывают необходимую древесину, обычно это тополь. Но возраст дерева не должен быть меньше 20 лет. Этот материал очень легок в обработке, вес имеет небольшой и отличается прочностью. В Средневековье использовалась древесина черного тополя.

Кстати, американский тополь отлично прижился в голландской почве и климате, теперь активно культивируется. Изворотливые нидерландцы вывели из двух сортов тополя один и назвали его канадским.

Обувь из Голландии сегодня лежит в качестве памятного сувенира практически у каждого, кто съездил в эту удивительную страну. Но мало кто знает, сколько древесины уходит на вырезание старинных башмачков. К примеру, на 50 туфелек нужно обработать кубометр дерева. А так как в год производится до 3 миллионов пар, то древесины уходит на это до 60 тысяч кубометров. Представьте, сколько леса вырубается для того, чтобы доставить удовольствие туристам и немногим любителям деревянной обуви.

Кломпены, что отправляются в продажу для повседневного использования, редко украшаются причудливой росписью. Рисунок все равно не прослужит долго, ведь башмачки необходимо протирать песком, чтобы они послужили хозяевам. Расписные туфельки надевают лишь по праздничным дням. Причем на обувь наносится в разных частях Голландии свой вид рисунка, по которому специалист, разбирающийся в искусстве Голландии , сразу определит, из какой области прибыл тот или иной гость в столицу.

История обуви насчитывает около 30 тысяч лет. За это время сменилось множество фасонов и моделей, но по-прежнему она остается самым необходимым и важным предметом гардероба.

Обувь древнейших времен

По заключению ученых, которые изучали и анализировали найденные останки первобытных людей, строение их скелета и костей ног, первые образцы древнейшей обуви появились в конце эпохи палеолита в западной части Европы. Именно в этот период начали происходить изменения в строении стопы древних людей: мизинец стал уменьшаться вместе с общей формой стопы, что происходило из-за ношения узкой обуви.

Начало истории обуви положило произошедшее в этот период похолодание и основание первых древних цивилизаций: чтобы уберечься от холода, люди стали одевать на себя шкуры животных, а ноги обматывать кусками кожи. Для утепления между кожей клали слой сухой травы, в качестве креплений использовали лыко из древесной коры.

История появления обуви в более жарких странах, таких как Древний Египет, связана с появлением сандалий, которые люди одевали, чтобы защитить ноги от горячего песка, причем в помещении они всегда ходили босиком. Сандалии сшивались из папируса или листьев пальмы, к ноге привязывались кожаными ремнями. При их изготовлении пользовались лекалами, которые были одинаковы для обеих ног. Более богатые египтяне носили сандалии с красиво декорированными ремешками. Другой вид популярной в Древнем Египте обуви, найденной на раскопках поселений, очень похож на современные тапочки с закрытым носком.

Обувь в Древней Греции

Как выглядела обувь в Древней Греции, можно судить по фрескам, изображающим греческих богов: это были сандалии «крепиды», которые крепились к ноге шнуровкой почти до колена. По историческим данным, именно греки впервые стали шить обувь по симметричным лекалам для правой и левой ног.

Кроме сандалий, среди древнегреческих женщин были популярны «эндромиды» — высокие сапоги, имеющие подошву и пришитое к ним голенище из кожи, которое перетягивалось длинным шнурком спереди, причем пальцы ног выглядывали наружу. Законодательницами моды были гетеры, которые носили самую изысканную, богато декорированную обувь. Сандалии женские, которые оставляли на песке надпись «Иди за мной» были в моде именно у гетер, также большой популярностью пользовались «персикаи» (сапоги-чулки).

Еще одна разновидность обуви — «котурны» на высокой платформе — стала известна благодаря греческим актерам, которые одевали ее во время спектаклей, чтобы их было видно всей публике.

Обувь в Древнем Риме

Древнеримская обувь делилась по социальному статусу и полу:

  • calceus — закрытые туфли с завязками впереди носили только плебеи;
  • solea — сандалии с ремешками, похожие на греческие, бедные римляне могли использовать только 1 ремешок, а богатые патриции — 4;
  • женщины носили только белую обувь, мужчины — черную;
  • праздничная обувь была красного цвета и богато украшена вышивкой и камнями;
  • военную обувь, которую одевали римские солдаты,— прочные башмаки, у которых подошва была прибита гвоздями, называли caligae;
  • актеры могли одевать только тапочки на веревках socci.

Большим разнообразием прославился древний Израиль, где обувь шили очень высокого качества, применяя шерсть, кожу, дерево и тростник. Это были башмаки и сандалии, туфли и высокие сапоги. На древнеизраильской земле появилась и обувь с высоким каблуком, в эксклюзивные модели которой в каблуки крепились красивые флаконы с благовониями.

Скифская обувь

История обуви скифских народов, которые являлись прародителями восточных славян, свидетельствует, что наибольшей популярностью у них пользовались высокие мягкие кожаные сапоги, которые перетягивались ремнями, в качестве украшения применяли разноцветные орнаменты, сшитые из лоскутов. Одевали сапоги поверх войлочных чулок. Голенища таких сапог сшивались мозаикой из кусочков меха, цветного войлока и кожи. Штаны специально заправляли внутрь сапог, чтобы продемонстрировать именно красоту обуви.

Обувь скифских народов была внешне похожа на унты, которые носят северные народности в России. Женские сапожки были не такими высокими, но делались из красной кожи, они украшались узорами, в месте стыка головки и голенища вшивалась красная шерстяная полоска с

Самая оригинальная черта скифской обуви — богато украшенные подошвы сапог, вышитые бисером, разноцветной нитью из сухожилий. Похожая тенденция украшения подошвы существовала у азиатских степных народов, имевших обычай сидеть со сложенными ногами, выставив пятки наружу.

Обувь в Средневековой Европе

История обуви европейской была ознаменована в Средние Века модой на туфли-«пулены» с загнутыми носами, которые были настолько длинные и так обильно украшены бубенчиками, что их приходилось подвязывать к ноге, чтобы можно было нормально ходить. Такую обувь в 14 веке представители знатных семей были обязаны носить по указу короля Франции Филиппа 4-го.

15 век принес новую моду на обувь: сапожники начинают шить только тупоносые модели, причем по мере расширения и увеличения носовой части, задняя стала сужаться. Уже в начале 16 в. башмаки приходилось привязывать к ногам на уровне подъема. В это время появляются высокие каблуки, отделанные кожей, а также, вследствие увлечения охотой, в моду входят сапоги с очень высокими голенищами - «ботфорты», которые были удобны во время езды верхом на лошадях.

Модная обувь в 16 веке была мужской: именно мужчины могли пощеголять новыми красными ботинками с каблуками, а женщины прятали свои туфельки под пышными юбками, и их никто не видел.

И только с начала 17 в., когда стали модными более короткие юбки, женщины смогли показывать своим поклонникам изящные шелковые, парчовые и бархатные туфли на небольших каблучках. Богатые дамы носили туфельки, богато вышитые и украшенные камнями.

Эпохи барокко и рококо ознаменовались расцветом роскошной бальной обуви, обильно украшенной бантами, бисером, лентами. Сами модели шили из дорогих тканей и кожи разнообразных цветов (красный, желтый, голубой и др.). Для украшения мужских ботфорт и для удобства верховой езды к ним добавили шпоры.

В конце 18 века в эпоху Просвещения место тканевых туфелек заняли более практичные ботинки из кожи, которые с удовольствием стали носить и женщины, и мужчины. Ботинки имели удобные застежки или шнуровку, небольшой каблук-рюмочку, зимние модели украшали мехом.

Деревянная обувь

В древние времена дерево как материал для изготовления обуви использовалось редко, потому что оно считалось достаточно грубым и сковывающим движение. Единственным исключением можно считать изготовление подошв для сандалий, которые в Древнем Риме привязывали к ноге кусками ткани и одевали на ноги пленников, чтобы они не сбежали.

В Европе в 16-18 веках в моду вошли деревянные «клоги» (или сабо) с толстой подошвой, которые крепились металлическим обручем к ноге. Богатые женщины одевали их, чтобы не запачкаться уличной грязью. У бедных крестьян в ходу были галоши, имеющие деревянный низ и кожаный верх, в которых было удобно ходить по горам.

Большую популярность клоги и галоши приобрели в Нидерландах и на севере Франции из-за прочности и удобства: в такой обуви можно ходить по заболоченным районам без риска промочить ноги. Изготовляли ее из пород дерева, которые не растрескивались: тополь, ива и др. В 1570 г. была создана гильдия сапожников, специализирующихся на изготовлении клогов, такую деревянную обувь до сих пор одевают некоторые голландские крестьяне во время полевых работ.

Деревянные башмаки позднее стали популярны и в Англии, где их носили крестьяне в качестве повседневной обуви, которую в праздничные дни заменяли кожаными ботинками.

Обувь для воинов

Древнеримские воины начали использовать сандалии в качестве обуви в связи с тем, что им приходилось проходить большие расстояния по пересеченной местности. Военные сандалии были укреплены ремнями, гвоздями. Позднее стали использовать ботинки, которые шнуровали по верхней части голени, причем по декоративным элементам можно было определить сословие и звание воина.

Начиная с античных времен, воины одевали сапоги, чаще всего красного цвета, потому что на них была не видна кровь во время сражения или кровавые мозоли после учений. Позднее, при введении униформы, военная обувь стала изготовляться черного цвета. В Европе сапоги стали популярны после нашествия степных армий в эпоху Переселения народов, их стали носить не только кавалеристы, но и скотоводы.

В Средневековье, когда состояла из металлических доспехов, также из металла делались и носки рыцарской обуви (сабатонов). Острый латный носок на таком сапоге служил дополнительным орудием для воина: им можно было смертельно поразить врага. Позднее сабатоны стали делать с округлым носком, их называли «утиными лапами».

В 19 веке армия Британии стала шить для своих войск высокие сапоги со шнуровкой, прозванные «блюхерсами». По легенде такие сапоги носили солдаты армии Блюхера во время наполеоновских войн. Они просуществовали в качестве войсковой обуви много лет.

В 20 в. во время Первой мировой войны армии европейских государств оснащались «траншейными ботинками» на прочной подошве из толстой кожи. Начиная с 1941 г., армия США использует кожаные ботинки на шнуровке на синтетической подошве.

Обувь на Руси

История обуви в Древней Руси начинается с самой распространенной, которую носили не только крестьяне, но и бедные горожане — это лапти. Такая обувь существовала только на Руси, материалом для ее изготовления служило березовое лыко (липовое, ивовое, дубовое и др.). Для получения одной пары лаптей нужно было ободрать 3-4 дерева.

Существовали лапти лыковые будничные и праздничные, более нарядные: розовые или красные. Для утепления зимой в лапти стелили солому, а снизу подшивали веревку из конопли. К ноге их крепили оборами (узкими ремешками из кожи) или моченцами (веревками из конопли). Одной пары лаптей хватало крестьянину на 4-10 дней, но стоили они дешево.

Самая древняя кожаная русская обувь — поршни, мягкие туфли из куска целой кожи, присобранной по краю на ремешок. Большую популярность на Руси со временем приобрели сапоги, которые шились одинаково, как для мужчин, так и женщин. Кожаные сапоги появились на Руси благодаря набегам кочевых азиатских племен. Делали их кожевенно-сапожные мастера, которые самостоятельно подготавливали и Подошву шили из нескольких слоев воловьей кожи, из нее же со временем стали делать каблуки.

Голенище древних сапог срезали наискось так, что передняя часть была выше задней. Обычно их делали из черной кожи, а праздничные сафьяновые сапоги, шили из красной, зеленой, голубой кожи, окрашивая ее при выделке. Такие сапоги изготавливались на Руси сначала из привозного материала, затем с середины 17 в., сафьян стали делать в Москве на заводе царя Алексея Михайловича.

Сафьяновые сапоги шились из кожи козы, которую специально вымачивали 2 недели в известковом растворе, а затем тщательно полировали камнем, чтобы получить блестящую поверхность. Окрашивали обычно анилиновыми красителями, дополнительно коже придавали специальный рисунок (шагрень).

В 19 в. появилась исконно русская валяная и катанки, которые делались из овечьей шерсти. Цена их была велика из-за трудоемкости изготовления, поэтому чаще всего в семье имели одну пару валенок, которые одевали по очереди.

В 20 в. в России сапожники получили прозвище «волчки» из-за того, что они работали на отшибе (башмачные мастерские располагались в Марьиной роще), и трудились как волки-одиночки.

19-20 век и появление обувной промышленности

Первые гильдии и обувные цеха появились в Европе в эпоху развития феодализма, тогда же обувь начали изготавливать уже небольшими партиями по заказам. На первое место в их деятельности выходят качество и внешний вид продукции.

В эпоху Возрождения стали основываться мануфактуры, когда обувь начали делать поэтапно, однако каждая пара по-прежнему делалась по индивидуальному заказу. И только в 19 в. на смену бархатным туфлям приходят более практичные и комфортные кожаные ботинки и сапоги.

В эти годы начинается массовое изготовление обуви с учетом конфигурации стопы, асимметрии и разделения пары на левую-правую. Обувная промышленность становится более механизированной, появляются фабрики обуви, где ручной труд заменяют станки. К началу 20 в. производство обувной продукции дорастает до 500 пар на каждого работника, а к середине — до 3 тыс. пар.

В 20 веке обувь стала играть важную роль при создании женского имиджа: вследствие укорочения юбок женщины получили возможность демонстрировать свои красивые ножки и элегантные туфельки или ботинки, опять вошли в моду женские сандалии. В зависимости от погоды и назначения туфли одевали из кожи, атласа, замши или шелка, а ботинки научились делать не только на шнурках, но и с использованием крючков и пуговиц.

В 1930 годы мода на обувь стала меняться: появляются платформы и танкетки. В это время начинают свою деятельность дизайнеры С. Феррагамо и С. Арпад, которые стали профессионально заниматься изготовлением современных моделей и придумывать новые фасоны. Со временем туфли и ботинки начинают делать не только из кожи, применяются также ткани и дерево, резина для изготовления «бот».

Начало 1950 годов ознаменовало появление новинки — небольшого каблука-шпильки, а также фасонов без каблуков, предназначенных для удобства во время танцев (рок-н-ролла и др.). До сих пор не прекращаются споры по поводу того, кто стал родоначальником шпилек: французы Р. Вивьер, Р. Массаро или итальянец
С. Феррагамо.

Фабрики обуви второй половины 20 века работают уже с невероятными мощностями, где процесс полностью автоматизирован и управляется программно. Они производят тысячи пар модной обуви каждый месяц, которая делается, как из натуральных, так и синтетических материалов.

Модная обувь в 21 веке

21 век — время постоянного совершенствования обуви (регулярно придумываются и изготовляются новые колодки, фасоны и стельки), а также изменения форм ее продажи. Обувь теперь можно купить, как в маленьком бутике, большом супермаркете, так и через Интернет.

Коллекции новейших моделей представляются на подиумах в каждом сезоне большим количеством стран и известнейшими дизайнерами, где есть и летняя, и зимняя, и демисезонная, и вечерняя обувь. Современная обувь — это многообразие фасонов и моделей, которых были популярны и много веков назад, и появились совсем недавно: это и сандалии, и ботинки, туфли, мокасины, сабо, сапоги, кроссовки и множество других разнообразных видов. Современные дизайнеры и изготовители, оснащенные по последнему слову техники, могут без труда воплощать все свои идеи в жизнь.

кломпены.

Деревянная обувь раньше была популярна во многих странах, но сегодня мало кто сохранил традиции ее изготовления. Но в Голландии бережно оберегают башмаки, сделанные из дерева. Другое их название - кломпены. Они наряду с всемирно известными мельницами и тюльпанами стали одним из основных символов страны. И каждый турист, очутившись здесь, пытается обзавестись парой-другой этих замечательных башмаков.

В наши дни кломпены - это продукт в основном сувенирный, рассчитанный на многочисленных приезжих. Но есть и люди, верные традициям предков, по большей части это жители сельской местности. Но дело не только в историческом наследии, на самом деле кломпены - весьма удобная и прочная обувь: можно смело ходить хоть по гвоздям, хоть по стеклу. Башмаки быстро снимаются и надеваются, что очень удобно, если вы куда-нибудь не успеваете. Еще один плюс кломпенов: летом в них не жарко, а зимой не холодно, так что ногам будет комфортно в любое время года. Ну а если на улице лютые морозы, то для утепления в башмаки запихивают бумагу или солому.

Первые упоминания о кломпенах относятся к средневековью. В частности, башмаки можно увидеть на картинах, написанных в этот период. С течением временны производство кломпенов набирало обороты. Сначала ремесленники делали их вручную, но в XVIII веке были разработаны специальные механизмы, позволившие значительно ускорить процесс изготовления. XIX век - золотое время для кломпенов: во всех уголках Голландии деревянные башмаки становятся излюбленным видом обуви, а башмачное производство - очень выгодной отраслью промышленности. В XX веке положение усложняется. Последствия первой мировой войны и экономический кризис 30-х гг. сильно подкашивают все виды индустрии. Одна за другой исчезают фабрики, производящие кломпены. Во время второй мировой было, ясное дело, не до башмаков, но в послевоенные годы наблюдается стремительный, правда, кратковременный, рост производства. С тех пор кломпены практически не используются в качестве повседневной обуви. В середине 70-х в Голландии начитывалось около четырех сотен небольших производств, занимающихся выпуском деревянных башмаков. Сегодня ежегодно производится более 3 млн. пар этой старинной обуви.

Кломпены - это действительно неотъемлемая часть европейской культуры. В Конце 80-х годов в бельгийском городе Лаакдале был открыт музей кломпенов. Но велика вероятность, что в скором времени мы сможем их увидеть только на полотнах старинных мастеров или в качестве музейных экспонатов. Дело в том, что кломпены не соответствуют стандартам, предъявляемым к обуви в Европе. Поэтому фабрики, производящие деревянные башмаки могут быть принудительно закрыты, и нынешние три млн. пар ежегодно могут стать несколькими сотнями. Время покажет, смогут ли стандарты и нормы вынудить голландцев отречься от части своего культурного наследия.

А теперь давайте выясним, что необходимо, чтобы получить добротную пару знаменитых голландских кломпенов. Для начала нужен материал. Лучше всего для этих целей подходит тополь, возраст которого не менее двадцати лет - его древесина прочная и легкая, и в то же время легко поддается обработке.

Раньше для производства деревянных башмаков использовали в основном черный тополь, которые встречается в Голландии повсеместно. Позже кломпены стали изготавливать также из тополя, завезенного из Америки. Голландская земля прекрасно подошла для американского вида, и привозные деревья стали здесь выращивать. Был даже выведен гибрид двух сортов тополя, названный канадским. Последний становится пригодным к обработке в возрасте 35 лет, но в отличие от своих родственников обрабатывается плохо, поэтому в производстве компленов практически не применяется.

Чтобы изготовить полсотни пар башмаков, понадобится кубометр древесины. Соответственно, для вышеупомянутых 3 млн. пар нужно около 60 тыс. кубометров - цифра внушительная. Чтобы удовлетворить потребности индустрии в сырье, тополя специально высаживают и бережно ухаживают за ними.

После того, как ствол срублен, его распиливают на несколько частей. Мастер вручную с помощью стамески и топора придает заготовкам нужную форму. Для того, чтобы сделать башмак левым или правым, применяется специальный механизм. Затем из башмака удаляют внутреннюю часть, шлифовкой придают окончательную форму и помещают в сушилку, праздничные и сувенирные экземпляры, как правило, расписывают. Сегодня практически весь процесс производства автоматизирован, вручную только наносится рисунок.

Кломпены, предназначенные для повседневного ношения, росписью не украшаются. Чтобы они служили дольше, их каждую неделю следует натирать песком. По праздникам и воскресеньям надевают расписанные башмаки. В разных частях Голландии на кломпены наносят свои узоры, так что специалисты, разбирающиеся в кломпенах, могут определить по рисунку, откуда приехал человек.

В голландском языке существует множество поговорок и выражений, в которых фигурирует эта замечательная обувь. А это еще один факт в пользу того, что кломпен - неотъемлемая часть голландской культуры. Вот некоторые фразы:
. «Уносить кломпены» - уходить
. «Ходить в кломпенах по льду» - поступать неосторожно
. «Чувствовать кломпенами» - ясно понимать
. «Отбросить кломпены» - умереть
. «Умело играть на кломпенах» - делать что-либо профессионально

И это лишь малая часть устойчивых выражений. Причем приведенные примеры являются словарными, а в местных диалектах башмаки упоминаются настолько часто, что иногда сложно понять, что могла бы означать та или иная фраза.

Деревянные башмачки в Европе – составная часть традиционного национального костюма. В зависимости от страны существует много разновидностей: это могут быть ботинки, сандалии или даже туфли на каблучке. Во Франции деревянную обувь называют сабо, клумпес – в Литве, а в Нидерландах – кломпы. Во многих европейских странах о моде носить такую обувь со временем забыли. А в Голландии кломпы и по нынешний день неотъемлемая часть национальной одежды, жители страны до сих пор сохраняют значимость и назначение башмаков.

Путешественник, желающий посетить страну у Северного моря, должен быть осведомлен о культуре местных жителей: ничего не знать про кломпы – значит ничего не знать о Нидерландах. Яркие деревянные башмачки , создание которых началось приблизительно пятьсот лет назад, являются символом Голландии так же, как и сказочные тюльпаны, ветряные мельницы и каналы.

Обычно кломпы использовали бедные слои населения как дешевую и удобную защитную одежду на шахтах, фабриках, фермах. Практическое предназначение деревянной обуви в настоящее время снижается – в повседневной жизни у большинства нидерландцев она уже не так популярна, однако их с удовольствием обувают фермеры, рыбаки, огородники, садоводы. Кроме всего упомянутого, кломпы продолжают приносить стране немалый доход, так как остаются самым важным сувениром для туристов, такие памятные подарки с ручной росписью нередко вручают высокопоставленным гостям и представителям иностранных государств.

Появление данного типа обуви связывают с влажным умеренно-морским климатом Голландии, когда есть высокая вероятность в любое время года промочить ноги. Исторически они были распространены среди более бедного населения – рыбаков и крестьян, которые не имели средств приобрести себе удобную, прочную и более дорогую обувь. Кломпы легко было изготовить, надежно защищали от влаги, толстая подошва, подбитая соломой или измельченной бумагой часто согревала в зимние холода.

Вырезают голландские башмаки из разных видов древесины : ивы, бука, березы, но чаще всего из тополя и осины, их в государстве растет в изобилии. К быстрому распространению такого ремесла в стране привел огромный спрос на деревянные башмаки.

В древности кломпы производили вручную , талантливые мастера придумывали и создавали свои специальные модели, затем украшали их различной росписью . В разных регионах был свой стиль, поэтому не сложно было по узору на башмаках определить из какой провинции житель. Особой популярностью пользовались специальные кломпы, предназначенные для определенных целей: на подошве с шипами – для хождения по льду, лезвия как на коньках – для катания на катке, для игры в футбол, были даже праздничные – для свадьбы.

Чтобы сделать башмачок вручную опытному мастеру надо потрудиться часа четыре, а в наше время на мини-фабрике с помощью станков эту работу выполнят за пять минут. Принцип изготовления кломпов такой же, как и для вытачивании копии дверного ключа. Древесина тополя легкая, но твердая и довольно легко поддается обработке. Для изготовления обуви используют форму-клише , а древесину перед обработкой хорошо вымачивают. Мастер «устанавливает» форму-клише и закрепляет заготовку-полено в станок, затем его запускает. В процессе обработки и клише, и заготовка вращаются, а резец на полене повторяет форму клише.

Для изготовления правого, левого или другого размера ботинка используют разнообразные формы-клише. После того как образец принял соответствующий внешний вид, на другом станке по тому же принципу автоматически выпиливают внутреннюю часть. Процесс заканчивается шлифованием. Башмаки готовы, только изрядно мокрые. Если на них подуть, то начнет капать вода. Теперь необходимо только высушить и раскрасить.

Вытачивать кломпы научились с помощью механизмов, а вот резьбу и роспись выполняют вручную. Пара красивых эксклюзивных голландских башмаков ручной работы стоит недешево . Надевать такую обувку советуют на шерстяной носок. Если носить каждый день, то хватит на один год. Размер подбирают так, чтобы вокруг стопы приблизительно на палец оставалось свободное место. Тогда носить кломпы будет комфортно.

Если ехать около полу часа от Амстердама в Заансе Сханс, то там располагается этнографический музей . В нем можно узнать историю уникальных деревянных башмачков и увидеть автоматизированный цикл производства. В домиках, расположенных на территории музея, познакомят с традициями культуры Королевства Нидерландов.

Все 12 провинций страны имеют собственный дизайн, свою особенность кломпов. На карте обозначены регионы и соответствующие им модели. В начале экспозиции представлены старинные экспонаты, целью которых была защита ноги человека от воздействия тяжелых предметов во время работы.

Кломпы в жизни Нидерландов занимали немаловажное место . Существовало положение, что всем жителям города, приветствующим выход короля, обязательно обувать кломпы, чтобы подчеркнуть его верховенство. Как только рождался ребенок, для него сразу же заготавливали первую пару деревянных башмачков. Влюбленный молодой человек по традиции дарил их девушке, что означало объяснение в любви и предложение руки и сердца.

Затем голландцы научились беречь лошадей, делали для них специальные насадки, чтобы они копытами не проваливались в мягкий грунт. Потом представлены кломпы для выходных, для спорта – древние коньки, праздничные – для свадьбы.

Существует древняя традиция под венец идти только в кломпах. Свадебные башмачки от обычных отличаются очень нарядной красивой резьбой и росписью ручной работы. После торжественного банкета молодожены украшают кломпами стену в жилище, вставляя внутрь цветы. В Голландии местные жители шутят, что о человеке хорошо рассказывает количество пар свадебной обуви, развешанные на стенах дома.

Также в музее представлена коллекция современных деревянных башмаков . Некоторые образцы, инкрустированные драгоценными металлами и камнями, можно назвать настоящими шедеврами, произведениями искусства.

В магазине при музее можно приобрести на свой выбор кломпы необходимых размеров и расцветок. Также большой ассортимент оригинальных сувенирных кломпов: копилки, брелоки, подставки обувных щеток. Голландские башмачки – любимый сувенир туристов . В стране за год их производится более четырех миллионов пар, только треть используют по назначению, остальные распродаются как сувениры.

Все деревянные кломпы официально аккредитованы как безопасная обувь со знаком СЕ, им свойственно выдерживать множество воздействий, в числе которых концентрированные кислоты и острые предметы. На практике они в некоторых случаях более безопасны, чем стандартная защитная обувь. В случае экстремальной ситуации, древесина трескается, а не деформируется, вмятины не давят на пальцы стального носа, что позволяет их легко снять.

Существует мнение, что ношение деревянных башмаков – это способ сохранить здоровые ноги. Они благоприятно воздействуют на тонус икроножных мышц, не сжимают пальцы. Некоторые ученые предполагают, что более высокий рост нидерландцев (если сравнивать со среднеевропейским) связан с ношением национальной обуви предыдущими поколениями.

Домой из Нидерландов ни один турист не возвращается без волшебного приобретения – деревянных башмачков. И если сувенир из тюльпанов может завянуть, то кломпы сохранятся долго.

Сабо - история деревянных башмачков

Вспомните 70-е годы прошлого столетия, когда многие из нас не только мечтали, но и носили обувь на деревянной подошве. У меня была и даже не одна пара такой обуви. В ней мне было очень удобно ходить, хотя некоторым из моих знакомых она не очень нравилась, так как считали, что выглядела обувь громоздкой. Но вкусы у всех разные и каждый решает, что носить. Если в те годы сабо было сложно купить, то сейчас можно приобрести не только легко, но и выбор достаточно большой. Предлагается обувь разного цвета и дизайна, не как во времена, когда сабо только появилось. А, когда и где сейчас и узнаете.

Сабо, кломпы, клумпес, траско - это все названия деревянных башмаков, которые носили низшие слои населения: крестьяне и рабочие в качестве повседневной, а и иногда и защитной обуви. Ее изготовливали из различных видов древесины - ивы, тополя, березы, бука и другой. Существовало множество разновидностей деревянной обуви и это было связано со страной, в которой они были сделаны. поэтому одни были на каблуке, другие имели вид ботинок и даже изготавливали и сандалии.

Хотя деревянные башмаки в Средние века и позже были основной обувью во многих европейских государствах, как во Франции, Нидерландах, в Литве, Швеции и Великобритании, их история уходит глубоко в древность. Такую обувь носили и в Древним Риме, и в Японии. В Х в. деревянную подошву в форме скамеечки имели японские гэта. Они были основной обувью женщин и мужчин из разных слоев населения и их носили вплоть до середины ХХ века. Существовали разные фасоны деревянной обуви. Они были закрытые и с открытой пяточной частью, без отделки, лакированные или украшенные резьбой и росписью, а иногда встречались и оббитые по канту медной проволокой. Для увеличения срока носки деревянную обувь подковывали железом. Во время ходьбы такие башмаки страшно грохотали, а при беге по мостовой из-под их подошв даже сыпались искры. Такую обувь носили в деревнях до начала XX века, но постепенно она была вытеснена продукцией промышленных предприятий. Вновь интерес к ней возник в 60-е г. прошлого столетия. Тогда и появился вариант сабо с верхом из кожи на утолщенной подошве из дерева, которые мы и носили. И как уже сказала выше, сейчас модели сабо изменились, начали выпускать, как женское, так и . А в зависимости от стиля используются различные материалы для верха обуви и декор. Осталось внимательно отнестись к выбору и посмотреть какие сабо носили не только в древности, но и в настоящее время.

















 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!